Гуманитарные науки должны найти свое место в будущем, так как это прекрасная почва для прокачивания soft skills

Как приходят в науку талантливые и амбициозные, у кого стипендия больше – у гуманитариев или технарей и как начинают свой путь будущие кандидаты. Об этом и не только мы поговорили с молодой и красивой Аленой Юдниковой. За небольшой трудовой стаж она успела поработать в нескольких образовательных организациях, обзавестись семьей и увидеть себя в науке. С большой долей самоиронии, меткими цитатами и неприкрытой правдой о самом актуальном для аспиранта, мамы, педагога – читайте в интервью «СП».

На круги своя

– После нескольких лет «перерыва» ты вернулась в университет, почему и зачем?

– Окончила я магистратуру в 2019 году, а поступила в аспирантуру в этом году, то есть через два года. После магистратуры я не планировала возвращаться в университет, думала, что с меня семи с половиной лет обучения достаточно, но ребенок подрос, я отдохнула и поняла, что мне не хватает науки, снова окунуться в этот процесс изучения нового. Могу перефразировать стихи А.С. Пушкина: «Научной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился».., когда пришла в голову мысль об аспирантуре.

– Что тебя удивило, что ввергло в шок в аспирантуре?

– Поступая в аспирантуру, я понимала недостатки системы образования, поэтому готовилась психологически к тем нюансам, которые заявили о себе почти сразу после зачисления. На данный момент я могу только не согласиться с тем, как построен учебный график и программа. Удивлением для меня стала разница в стипендиях у аспирантов гуманитарных направлений и технических. Стипендия технарей в два раза выше, чем у гуманитариев, при этом кандидатский экзамен по иностранному языку аспиранты-гуманитарии сдают по усложненному сценарию.

– Ты сразу же преподаешь у будущих филологов: прошло мало времени с твоего выпуска, нынешние студенты те же или, как принято говорить, совсем другие люди?

– Студенты разные, но что я могу для себя отметить, так это их нелюбовь работать с первоисточниками. Гораздо легче прочитать у какого-то литературоведа про то, что, например, говорил Гегель в своей работе о драме, нежели самим изучить труд Гегеля и сделать свои выводы. А для «вот-вот выпускников» это обязательный навык.

– На твой взгляд, какие сегодня перспективы у гуманитарных наук? Часто можно слышать, что они бесполезны, а смысл есть только в технических.

– Разница в стипендиях у аспирантов очень даже это подтверждает, уже говорила.

Возможно, что сейчас время диктует тенденции в сторону технических специальностей. Но гуманитарные науки должны найти свое место в будущем, так как это прекрасная почва для прокачивания soft skills.

– В чем суть твоей научной работы?

– Пока формулировка работы носит обобщенный характер: образ инока в русской литературе, его генезис и эволюция. Мне интересно посмотреть, как через художественные образы монахов и подвижников писатели и поэты выразили свои религиозно-философские, эстетические взгляды. Как это меняется с течением времени, и с какой целью такие образы появляются в литературе.

Выбор или судьба?

– Я знаю, что у тебя уже длинный педагогический путь: школа, колледж, университет. Где интереснее?

– Мест работы много, хотя непосредственный стаж небольшой, так как мне достаточно пары месяцев, чтоб понять суть того места, куда я попала, и сделать выводы. Везде интересно, но я думаю, что для каждого из этих типов учебных заведений есть «свой» специалист, т.е. тот, кому комфортно работать именно в этой среде.

– Почему решила уйти из школы?

– Я очень хотела работать в школе после университета, шла с большими надеждами и желаниями, быстро поняла, что я не для этого места: слишком много суеты, которая мне непонятна, слишком много той работы, в которой я не вижу смысла, кроме как галочки в докладе завучу. Но самое важное, мне намного комфортней и интересней работать с ребятами 15 лет и старше. В школе выпускные классы молодым специалистам, как правило, не дают. Кроме того, я уходила не просто так, а в отпуск по уходу за ребенком, уходила с настроением не возвращаться в образование вообще, но потом что-то пошло не так и я снова в «системе».

– Сейчас ты совмещаешь университет, аспирантуру и колледж, а еще репетиторство. Где черпаешь вдохновение и силы, в ком или чем?

– Совмещать это все очень тяжело, но силы появляются в момент занятия. После пар или репетиторства я себя чувствую уставшей, но в момент забываю обо всем, увлекаюсь материалом и учениками.

– Хватает ли твоего внимания сыну?

– Мне кажется, что моего внимания ему не хватает, но я не представляю себя только в роли матери, не смогу сидеть дома и заниматься лишь ребенком и мужем, поэтому приходится идти на компромиссы. Все-таки сын вырастет и у него будет своя жизнь, хочется, чтоб к тому времени и моя жизнь у меня тоже осталась.

Курс на слово

– Если бы не филология, то…

– Филология. Я после школы сделала выбор не в пользу филологии и сразу поняла, что это была ошибка. Хотя психология мне тоже очень интересна. Все-таки не зря я получила педагогическое образование и пять лет в бакалавриате имела дело с психологией и педагогикой.

– В чем для тебя выражается неграмотность?

– Начнем с того, что такое грамотность. Для меня это не только умение правильно писать и говорить, но и понимать основные процессы в том роде деятельности, которым занимаешься. А это куда сложнее, чем выучить правила грамматики. К сожалению, даже филологи могут быть неграмотны именно в этом ключе, хотя писать и ставить ударения в словах умеют безукоризненно.

– Ты поправляешь людей? Кого?

– Людям редко делаю замечания, если это не мои ученики, так как разговорная речь имеет достаточно свободные рамки литературной нормы и то, что допускается в разговоре на кухне, не может допускаться при составлении документа. Никогда не акцентирую внимание на ошибках в постах. И уж точно не буду писать или говорить, как правильно, когда меня не спросили.

– Тебя бесит неграмотная реклама?

– Так как я не смотрю телевидение, то рекламу наблюдаю редко, но иногда попадаются такие экземпляры, которые не бесят, а веселят своим наивно-халатным подходом к делу.

– Ну и любимое филологическое: как сказал один писатель…

– Снова вернусь к Пушкину, не зря же он наше все. В письме к Бестужеву он писал, что умный человек всегда знает, с кем имеет дело, и не станет метать бисер перед… Думаю, что в этой фразе заключен главный признак умного человека. Когда я примеряю смысл высказывания на себя, то чаще всего убеждаюсь в своей глупости и необходимости образовываться и воспитываться дальше.

Светлана ПАНКРАТОВА