Накануне Дня медицинского работника журналисты «СП» отправились в департамент здравоохранения Костромской области. С его директором Николаем Гириным мы обсудили сразу несколько актуальных тем. Какие проблемы выявила пандемия? Чем может гордиться костромская медицина? Какие сегодня ключевые направления развития отрасли? Обо всем этом – в нашем интервью.

«Мы научились быстро реагировать на возникающие угрозы»

– Николай Владимирович, в регионе снято большинство коронавирусных ограничений. Как наша область прошла этот сложный период?

– К сожалению, полностью пандемия не закончилась. Но период с 2020-го по 2022 год мы прошли с колоссальным напряжением всех наших сил. Приведу такой пример: всего в области, если округлить, пять тысяч коек в стационарах. В пике пандемии, в третью волну, было перепрофилировано для пациентов с COVID-19 почти 1,5 тысячи коек. Практически треть коечного фонда отдали под борьбу с коронавирусной инфекцией. И был момент, когда заполнение его составляло 95-98%. Мы прошли по очень тонкой грани, но, к счастью, этот момент продлился недолго. Тем не менее большое количество моих коллег-врачей разных специальностей переучивались, перепрофилировались на помощь больным с коронавирусной инфекцией. Сейчас запущены обратные процессы. У нас развернуто 140 коек, они заполнены приблизительно на 75%. Да, тяжесть пациентов совсем другая. Изменился так называемый «вирусный пейзаж» – сейчас доминирует омикрон.

– Омикрон ударил в первую очередь по первичному звену…

– Действительно. И потребовалось оперативно решать вопрос с дефицитом кадров. Ситуация в зависимости от учреждения разная: где-то 100% участков закрыто врачами-терапевтами, например в Сусанино. Но в Костроме этот показатель от поликлиники к поликлинике колеблется на уровне 40-60%. И наступил момент, когда количество пациентов, нуждающихся в амбулаторном лечении, выросло в несколько раз. К примеру, в поликлинике на Коммунаров число вызовов в день возросло со 150 до 450-500. Справиться с этой ситуацией помогло привлечение ординаторов, студентов, откликнулись вузы. Мы им очень благодарны. Губернатор Сергей Ситников принимал непосредственное участие в организации этой работы.

– Какие уроки извлекло костромское здравоохранение из периода пандемии?

– Мы научились быстро реагировать на возникающие угрозы, мобилизовываться, оперативно принимать решения, распределять человеческие и материальные ресурсы. Кроме того, бюджет области вложил колоссальные средства в материальную базу: закупку оборудования, кислородных концентраторов, создание кислородных сетей для стационаров, приобретение расходных материалов и лекарств и так далее. Интенсивно нам помогала и федерация. Это, безусловно, плюс. Но пандемия подчеркнула и проблемы. И самая очевидная, о которой я говорил, нехватка кадров.

Удобно для врача и пациента

– Какой, на ваш взгляд, должна быть современная поликлиника?

– В рамках модернизации первичного звена при участии области идет колоссальная работа, рассчитанная на пять лет. Вся детальная информация есть в открытых источниках, и любой желающий может с ней ознакомиться. Но если брать в общем, то современная поликлиника должна быть чистой, светлой, просторной, с применением бережливых технологий. Это правильная планировка помещений, это удобная маршрутизация, это добрая регистратура, возможность записи удаленно. Мы очень интенсивно работаем сейчас над услугами дистанционной записи. Сегодня не нужно вставать в пять утра, стоять в очереди и штурмом брать регистратуру. У нас есть все инструменты и ресурсы, чтобы развивался цифровой контур здравоохранения в регионе, в том числе и по федеральному нацпроекту «Здоровье». И, я повторюсь, но современная поликлиника должна быть укомплектована кадрами. Мы решаем этот вопрос, развивая систему целевого обучения.

– Когда мы увидим результаты?

– Нужно понимать, что мы в этом году уже заключили 108 целевых договоров. До конца 2022-го их число составит 189. А всего, нарастающим итогом, по целевым направлениям у нас учится более 800 человек. Но эти специалисты придут к нам через несколько лет. Эти процессы не текут мгновенно. До 2020 года, к тому же, у нас не было возможности, простите за выражение, «пристегнуть» целевика. Мы прекрасно понимаем, что студент из глубинки Костромской области приезжает в крупный город, учится, женится, приживается. Но ведь договор о целевом обучении давал преимущества при поступлении. И получается, он «бонусами» воспользовался, но долг не вернул. К счастью, у нас появился необходимый юридический инструмент. Подчеркну также, что целевики обеспечены мерами соцподдержки на протяжении всего обучения. Есть стипендия от региона – с 4-5-го курса она составляет пять тысяч рублей. А кроме того, им гарантировано трудоустройство.

– Но целевое обучение – не единственный инструмент в решении кадрового вопроса?

– У некоторых организаций есть опыт по привлечению кадров из-за пределов региона, ведь за последние несколько лет сохранены и усовершенствованы меры социальной поддержки, так называемые «подъемные», есть программы «Земский доктор», «Земский фельдшер». Кроме того, у нас есть возможность наделять правом самостоятельного приема фельдшеров. И это в какой-то мере обоснованно. Но, конечно, полностью проблему нехватки специалистов не снимает.

У нас рядом Ярославская и Ивановская медицинские академии. Чуть дальше – Нижегородская. А в рамках целевого обучения мы сотрудничаем с одиннадцатью вузами страны. Ярославский вуз – наш непосредственный куратор. Мы дали коллегам из медакадемии информацию о нашей потребности в кадрах по первичному, стационарному звену и скорой медицинской помощи. Сформирована так называемая кадровая карта региона в разрезе каждого муниципалитета. Уверен, эта работа даст свои плоды.

«Врачи, медсестры, санитары

выбрали самую человеколюбивую профессию не просто так»

– Один из самых важных шагов в развитии нашего здравоохранения – открытие нового онкоцентра. Как дальше будет развиваться служба?

– Беспрецедентная помощь от губернатора, администрации области, коллектива онкодиспансера и большого количества людей позволили ввести корпус линейных ускорителей, не побоюсь этого слова, космического уровня. Самое современное оборудование, плюс не подкачало и кадровое обеспечение, в чем заслуга главного врача Владимира Унгуряна. Но сам по себе онкодиспансер расположен в Костроме. А крайняя точка области – почти в 500 километрах от него. Именно поэтому создаются центры амбулаторной онкологической помощи в Костроме, Галиче, Шарье. Последний уже сдан, лицензирован, заканчивается подбор кадров. Он уже функционирует, но в полную силу будет работать недели через две. Будет здесь и диагностика, и дообследование, и явка для химиотерапии и иных видов лечения. В Костроме ЦАОП сдан, проходит этап лицензирования. Мы хотели торжественно открыть его ко Дню медицинского работника. Но поняли, что лучше не загонять себя в рамки, действовать по плану и открыть его 21 июня. И в этом году начинаются ремонты в помещениях ЦАОПа в Галичской окружной больнице.

– Коронавирус показал и необходимость развития пульмонологической помощи…

– У нас есть мощное пульмонологическое отделение в Окружной больнице Костромского округа №1, сейчас мы работаем над программой развития пульмонологической службы. Вопрос в проработке, скажем так.

– Сейчас, когда ситуация с коронавирусом управляемая, возобновилась диспансеризация.

– Диспансеризация уже идет полным ходом, и я призываю всех костромичей пройти ее. Это просто, но важно. Проводится углубленная диспансеризация как раз для перенесших ковид. Создан поименный список из 25 тысяч человек, переболевших коронавирусом и имеющих факторы риска. Поэтому если вас приглашают пройти диспансеризацию – не отказывайтесь. Это поможет выявить множество заболеваний на ранних стадиях и начать лечить их, не дожидаясь обострений.

– Престиж профессии врача и отношения доктор-пациент изменились из-за пандемии?

– Поначалу – да, в лучшую сторону. Были акции «Слава врачам» и так далее, чувствовался эмоциональный подъем. После того как коронавирус стал рутиной, вернулось прежнее отношение к медицинским работникам. Но это в корне неправильно. Врачи, медсестры, санитары выбрали самую человеколюбивую профессию не просто так. Они несут сложную социальную нагрузку, всегда находятся под пристальным вниманием и обременены колоссальным грузом ответственности. Это заслуживает отклика со стороны граждан. Но мы анализируем социальные сети, и доминируют жалобы, причем часто необоснованные, а не благодарности. Потому что успех врача пациентом воспринимается как само собой разумеющееся, чего бы это ни стоило самому доктору. А вот ошибка сразу видна. Подавляющее большинство моих коллег не просят благодарности, но однозначно в ней нуждаются.

– Что бы вы пожелали своим коллегам накануне вашего общего праздника?

– Традиционно – крепкого здоровья, высоко и гордо держать наше профессиональное знамя, выполнять свой долг с честью, благополучия семьям!

Сергей ЧЕЛЫШЕВ