Врач-ветеринар Екатерина Шадрина вот уже семь лет трудится в СПК «Яковлевское». На ее попечении более тысячи буренок и три собственные лошади, которых она когда-то в буквальном смысле спасла от гибели. Ей прочили блистательную карьеру топ-модели, но вместо подиума Екатерина выбрала ферму. Когда идет по проходу, ее сопровождают не восхищенные (и может быть в чем-то завистливые) взгляды зрителей, а большие и грустные глаза рогатых подопечных.

Животные в доме не переводились

– Екатерина, расскажите немного о себе.

– Я родилась в Мурманской области, в небольшом рабочем городке Мончегорске. У меня есть сестра-двойняшка Кристина и старший брат Андрей. Наша мама – замечательный человек, она всю жизнь проработала бухгалтером в базовой школьной столовой. Помню, мы были у поваров любимчиками, нам давали двойную порцию (смеется).

– Чем увлекались в детстве?

– Сколько себя помню, всегда чем-то занималась, мама меня в этом активно поддерживала. В городе было много бесплатных кружков, секций, можно было свободно посещать бассейн. У ребенка были все возможности для разностороннего развития. Мы с сестрой до пятнадцати лет занимались горнолыжным спортом, получили разряды. Обе очень любим животных. Наш дом часто превращался в центр передержки. Тащили с улицы собак, кошек, голубей, мыли их в ванной, все заляпывали шерстью и грязью. Животные в доме не переводились.

– Кого из тех своих питомцев чаще вспоминаете?

– Самый мой первый и любимый пес — лайка Саям, черный, с белым хвостом. Он держал в страхе весь город, кусался. Мы боялись, что с ним рано или поздно расправятся. Что удивительно, Саям очень любил детей. Однажды его порезали, и мы решили взять Саяма домой, он ни в какую не хотел идти, ложился, полз обратно. Лечили долго. А еще я очень любила лошадей, но в нашем городе их не было.

Реальность оказалась несколько иной

– Как вы попали в Кострому?

– Мама – коренная костромичка. Каждый год мы приезжали сюда к бабушке и дедушке. Ближе к окончанию школы перебрались в Кострому насовсем. Только брат остался в Мончегорске. Среднее образование и профессию повара-кондитера мы с сестрой получили в двадцать девятом лицее.

– После окончания лицея решили отправиться в аграрный вуз?

– Когда узнали, что в Костроме есть сельскохозяйственная академия, вопрос о выборе места учебы даже не стоял. Ведь это была мечта – научиться лечить животных. С тех пор я ни разу не пожалела о своем выборе. Конечно, мои представления об Айболите рухнули. Реальность оказалась несколько иной. Специальность «Ветеринария» – это, я думаю, не про возвышенную любовь к животным, это больше о профессионализме, о правильном отношении к братьям нашим меньшим. С другой стороны, без любви к животным, без сострадания в нашей профессии делать нечего. Парадокс! Но это действительно так. Профессия ветеринара, особенно в сельском хозяйстве, это служение животным. Победил болезнь, спас живое существо и тебя захлестывают невероятные положительные эмоции. Но ведь никто этого не замечает, и даже твой подопечный не понимает, что ты только что подарил ему жизнь.

Две сладкие конфеты

– Почему вы не стали обычным ветеринаром? Лечили бы кошек, собак, других домашних любимцев… Почему выбрали сельское хозяйство, ведь это невероятно сложно, тем более для девушки?

– В академии меня учили лечить сельскохозяйственных животных. Когда я поехала на государственную практику, поняла, что знаю и понимаю свою профессию — лечить коров, лошадей и других. Но я абсолютно не понимаю, как лечить собак и кошек, для этого мне потребовалось бы еще несколько лет учиться. Я уже говорила, что очень люблю лошадей. В Костроме я нашла небольшой конный клуб на базе Караваевского племзавода. Занималась там более десяти лет. Это увлечение привело к тому, что у меня сейчас три свои лошади, все «спасеныши».

– Это как?

– Хотелось завести свою лошадь. А я студентка, откуда взять денег на ее содержание?! После того как устроилась в СПК, проблем с этим не стало. Мне с удовольствием предоставили загон для лошадей. Однажды раздался звонок знакомого ветеринара: у коня травма ноги, и есть вероятность, что беднягу отправят на мясокомбинат. Он стоил пятьдесят тысяч рублей. Я заняла денег у друзей и купила его. Потом подумала, что ему скучно одному. Однажды наткнулась в интернете на рыжую морду с белым носом и испуганными глазами. Было написано «Помогите, спасите, маленький жеребенок». Решила его купить. Жеребенок оказался кобылкой. Мне говорят: «Еще одна есть». «О, нет! Только не скидывайте фото», – думаю. И тут прилетает фотография. Что ж, где одна, там и две. В общем, привезли мне с мясокомбината двух девчонок. Зашуганные, в гнойниках, к рукам не подходили – дикие. Я плакала первый месяц, не верила, что справлюсь. Сейчас они – две сладкие конфеты.

– Наверное, недешево содержать трех лошадей?

– Они мне обходятся не дороже содержания кота или собаки. Предприятие не берет с меня денег за постой, лошади целый день пасутся. Корм, скажем, для кота стоит двадцать рублей в день, рацион лошади — сено, овес, вода — тридцать рублей в день. С учетом прививок, вкусняшек, игрушек коты мне обходятся дороже, чем лошади.

Хороший коллектив, перспективное производство

– Как вы оказались на сельскохозяйственном предприятии?

– Когда училась в академии, мне подружка предложила: «Давай съездим в Яковлевское, может, возьмут на практику». Мы поехали, нас очень приветливо встретили и приняли. Занимались ветеринарной работой, все очень нравилось. Ближе к окончанию вуза предложили там работу. На следующий день после защиты диплома я сразу поехала в Яковлевское работать. Там попала под руководство очень опытного зоотехника Анатолия Антоновича Шадрина. Огромное влияние на мое профессиональное становление оказала главный ветеринарный врач Наталья Вадимовна Преснякова, не представляю, чтобы я делала без нее. Огромное спасибо руководителю СПК Юрию Борисовичу Ходицкому, за отличную поддержку молодых специалистов. Мне очень повезло быть рядом с этими замечательными людьми. За семь лет ни разу не возникла мысль перейти куда-то в другое место. Хотя, конечно, есть желание развиваться дальше в профессиональном плане.

– Как я понимаю, ваша работа не ограничивается лечением животных?

– Помимо забот ветеринарного врача, я занимаюсь воспроизводством стада. Осеменяю, принимаю отелы, лечу заболевания. Вы видели, как появляется на свет теленок? Когда он в первый раз поднимается на ножки, начинает есть, начинает жить. Это фантастика!

Каждый день у меня обход животных, у нас их более тысячи голов. Здесь ножка или хвостик болит, здесь вымя поранено. Провожу витаминизацию, вакцинацию, пишу отчеты. Случается, что день из восьмичасового может превратиться в двадцативосьмичасовой. Я имею в виду сложные отелы, травмы и прочее. Дояркам говорю: «У меня тысяча животных, у вас пятьдесят, я могу что-то не заметить, вы должны видеть все». У нас никто не оставит животное без внимания.

«Я здесь работаю»

– Лечение наверняка не обходится без антибиотиков. Как это сказывается на качестве молока?

– Требования к молоку очень высокие – муха не проскочит. Допустим, если ты одной корове сделаешь антибиотик и у тебя ее молоко попадет в пятитонный танк, антибиотик в любом случае будет в молоке. У тебя его нигде не примут, ни один молочный комбинат, все очень строго. Доярки всегда знают, какие препараты применялись и каков срок их выведения из организма коровы.

– Екатерина, я знаю, что вы любите путешествовать.

– Да, много раз бывала в Юго-Восточной Азии, в Китае, Вьетнаме, Таиланде, Индии. Мне интересно знакомство с новой страной, хочется почувствовать ее колорит. Знаете, в поездках я поняла, что между простыми людьми из разных стран нет негатива. А еще мне нравится пробовать разные кухни мира. Например, в Индии много вегетарианцев, соответственно, и выбор блюд без мяса просто огромен, чего только нет.

– Как мне рассказали, вы принимали участие в конкурсе красоты. Вам пророчили место на подиуме…

– Меня с детства настраивали: «Иди в модельный бизнес!». Но не лежала к этому душа. Однажды подруга предложила сходить на кастинг, я прошла. Получила звание «Мисс Грация». Но я не хочу таким образом добиваться чего-то в жизни. Очень много красивых женщин работают в различных профессиях. Случается, поставщики или покупатели приезжают, видят меня на ферме, говорят: «В смысле, а что вы здесь делаете?». А я еще в сапогах, в лосинах. «А вы кто?» – «Врач-ветеринар». – «Что вы тут забыли?». – «Как что, я здесь работаю!»

Алексей ВОИНОВ