Каждый день мы, не задумываясь, совершаем множество действий: разговариваем по телефону, включаем свет, смотрим телевизор. Но эти обыденные вещи, в свое время, стали величайшими прорывами, кардинально изменившими жизнь людей. Наука неумолимо движется вперед, и мы следуем за ней. В этом номере «Северная правда» встретилась с профессором КГУ, который на своей кафедре создает уникальный текстиль. Вместе со студентами Александр Гречухин разработал ткань, способную останавливать пули.

«СП»-СПРАВКА

Александр ГРЕЧУХИН – доктор технических наук, профессор кафедры технологии и проектирования ткани и трикотажа Костромского государственного университета.

Сила мысли

– Над чем вы работаете?

– Сейчас мы разрабатываем узкоспециализированную технологию производства трехмерной ткани. В отличие от обычных двумерных, она имеет еще одно направление нити – в толщину. Также в этих тканях выпрямлены нити. Поэтому если выстрелить в материал, то удар пули распределится на большую площадь ткани.

– А как производить такую ткань?

– Мы сразу же поставили задачу производить эти ткани в промышленных масштабах. Для этого разрабатываем специальное оборудование, которое заточено именно под эту технологию.

– Как вы придумали пуленепробиваемую ткань? Идея, как Менделееву, пришла к вам во сне?

– Трехмерные ткани уже давно известны, а я придумал, как сделать их прочнее. Сразу же решил реализовать идею в специальной программе, где в виртуальной реальности можно изучить, как материал будет вести себя в реальном мире. Собрал необходимые данные. Вместе с ребятами мы внесли корректировки в технологию и позже, после создания прототипа станка, воссоздали материал в реальном мире. Вначале у нас были опасения, что ткань расползется, но все получилось – эта структура существует. Мы поставили точку в этом вопросе и начали разрабатывать технологию производства.

– Как думаете, ваша ткань будет производиться?

– Надеюсь. Наша работа уже заинтересовала ряд производителей.

Новые знания

– Вы сказали, что создали ткань вместе со своими студентами. Как у вас получилось вовлечь ребят в процесс созидания?

– В начале семестра я ставлю перед собой и группой ребят новую задачу. Например, усовершенствовать какую-то ткань. Работа идет в двух направлениях: отработать теоретическую учебную программу и вовлечь ребят в ее практическую часть. Поэтому я стараюсь отталкиваться от принципа, что сначала у студента должен появиться запрос на знания. Так он эффективнее сможет их усвоить и сразу же применить.

– А на какие средства вы ведете исследования?

– Мы привлекаем гранты. Молодые люди не могут работать за идею, поэтому мы стараемся представить свое изобретение на различных уровнях, чтобы привлечь к нему максимальное внимание. Мне кажется, что у нас самое лучшее дело в мире (улыбается). Мы сами придумываем себе работу и потом делаем ее. Главное, что студенты непосредственно участвуют в работе над проектом.

– Работая над уникальными технологиями, наверняка вы должны использовать современное оборудование. Это так?

– За последние два года в нашем распоряжении появилась виртуальная реальность, программы для инженерных расчетов и трехмерного моделирования, 3D-печать и возможность управления двигателями для имитации технологического процесса. Конечно, десять лет назад мы не могли такое даже себе представить. Работа пошла гораздо быстрее. Технологии меняются очень быстро и становятся неотъемлемой частью работы и жизни.

Наука не дремлет

– Как думаете, какие еще новые технологии в текстиле скоро появятся на рынке? Может быть, вы работаете над какой-то из них?

– Мы сейчас параллельно пытаемся заниматься умным текстилем. Это интеграция в ткань различной электроники. Например, одежда с подогревом. Она известна уже давно, но у нас есть несколько интересных решений, как оптимизировать процесс нагрева за счет инновационной структуры ткани. Мы можем печатать различные микроэлементы для одежды. Например микропроветривание, микромембраны различные. Думаю, можно будет использовать для одежды те же трехмерные ткани, но нужна очень серьезная адаптация технологии.

– Работа над текстилем – перспективное направление?

– Традиционно такие стартапы привлекают большие вложения. Поэтому, думаю, что и производители, и обычные люди заинтересованы в том, чтобы высокие технологии вошли и в мир одежды.

– Как быстро они могут внедряться?

– Все зависит от людей, которые занимаются их разработкой (смеется). Например, пуленепробиваемая ткань будет не быстро. Нужно доработать станок, технологию, очень дорогое сырье. Кроме того, обязательно нужно будет провести испытания на стрельбищах.

– А как в дальнейшем вы сможете доработать эту технологию?

– К примеру, мы можем добавить в нее микроэлементы, использовать комбинированную технологию. Ведь каждый слой материала может быть выполнен из различных нитей. Мы можем создать внутри материала полости и еще на этапе создания заложить в него дополнительное изделие.

– Где еще можно будет использовать вашу трехмерную ткань?

– Она может быть использована в строительстве при создании стеновых панелей. В конструировании – из нее можно будет сделать лопатки турбин. Также эта технология может быть эффективна при создании композитных материалов. Нас, как разработчиков, ограничивает только полет фантазии.

Алина ОДИНЦОВА