Если «Грачи прилетели», то, конечно, март, глубинная Россия и его величество реализм. Устроители международного пленэра (12+) с одноимённым названием соблюдают всё: именно в первый месяц весны не где-нибудь, а в провинциальной Костроме собирают исключительно художников реалистической школы. Но кое-что всё-таки добавляют от себя: «Грачи прилетели»это ещё и благотворительность. Соавтор пленэра, заслуженный художник России Ирина Рыбакова, даже говорит о проекте с невероятным энтузиазмом.

Название как озарение

Ирина, в названии костромского пленэра, кроме «Грачи прилетели», есть вторая частьи, похоже, принципиально важная: «21-й век». То есть пленэр в нашем веке отличается от пленэра века девятнадцатого?

Вы знаете, это название пришло как озарениеЛарисе Гончаровой (искусствовед, в прошлом директор регионального департамента культуры, соавтор пленэра.Д.Ш.). Ларисаочень талантливый человек, она берёт у меня уроки живописи, и вот однажды во время занятия я поделилась с ней давней мечтой: как бы было здорово, если бы мы организовали в Костроме свой пленэр. И вдруг Лариса говорит: «А давай! Тем более что у нас есть прекрасная база для этого«Волжский прибой». В тот год как раз отмечалось 145-летие картины Саврасова «Грачи прилетели»и Ларису осенило вот такое название. Почему двадцать первый век? Казалось бы, Союз русских художниковвсё это уже не актуально сегодня, но мы себя воспринимаем именно как продолжатели академических традиций русской живописи в новом времени.

А разве нет такой социальной задачинаписать сегодняшнюю российскую жизнь?

Конечно, художники работают не в вакуумеони пишут на улицах нашего города. И, естественно, отражают ту реальность, в которой находятся. Кстати, у нас появилась мысль сделать пленэр на тему «Человек труда». Не только написать костромские виды, но отразить повседневную жизнь костромичей.

Зачем художникам ехать на пленэр в Кострому, если писать можно в принципе где угодно?

У нас город необыкновенной красоты. Все художники, которые сюда приезжают, в полном восторге. Он очень камерный, он превосходно сохранился: тут можно найти улочки, совершенно не тронутые цивилизацией. Словом, он идеально подходит для живописцев.

Хорошо, ну а лично вам это почему интересно?

Многие говорят: «Тебе-то что, ты за это деньги получаешь!». Мне не платятзаявляю совершенно официально. И вообще, никто ничего на этом проекте не зарабатывает. Просто долгое время мне казалось, что что-то вокруг должно поменяться. Что в один прекрасный момент я проснусь, и мне скажут: «Да, художники нужны, востребованы, необходимы!»и мы пойдём дружными рядами показывать людям свои картины. Но такого не случилось. А жизнь проходит, и очень хочется что-то сделать для популяризации нашего искусства.

Получается?

Нашему пленэру всего четыре года, а у него уже колоссальная география: Севастополь, Пенза, Москва, Петербург, Владимир, Тверьсложно сказать, кого мы ещё не охватили своим вниманием. В этом году у нас даже из Перми был участникДмитрий Пермяков, очень хороший художник. Причём мы приглашаем и молодёжь, и мэтров: у нас бывали народные художники России, академики Дмитрий Белюкин, Юрий Орлов, Алексей Суховецкий, в этом году приезжал Николай Николаевич Соломин. И в этом же году мы открыли уникальную выставку в Рыбных рядах.

Итоговую?

В каком-то смысле да. Мы попросили каждого художника, участвовавшего в пленэре, представить себя так, как он сам считает нужным. В результате тридцать шесть художников предложили семьдесят четыре работыи получилась выставка хорошей, большой картины: есть даже двухметровые полотна. Как сказали сведущие люди, в Костроме состоялась выставка столичного уровня. Про наш пленэр знает даже Владимир Мединскийна выставке в Манеже Дмитрий Белюкин рассказывал ему, какой есть замечательный проект в Костроме.

Современен ли реализм?

Вы везде подчёркиваете, что костромской пленэр собирает только художников-реалистов. С момента зарождения реализма прошло почти двести лет, и как только ни менялось искусство. Так в чём миссия реализма сегодня?

На самом деле, это больная тема. Вот говорят: «Современное искусство»и меня просто раздражает этот термин. Почему искусство человека, который пишет, грубо говоря, какие-то крестики-нолики, современное, а у нас не современное? Почемуесли мы живём здесь и сейчас? Всё это, конечно, пена, и она осядет со временем. А реализм потому и существует почти двести лет, что оно вечных, а не о сиюминутных ценностях.

Но тем не менее большинство зрителей всё-таки предпочитает реализм.

И неслучайно. Мой учитель и друг Михаил Кугач говорит: «Психически нормальный человек всегда будет любить реалистическое искусство». Я могу даже себя привести в пример. Приехали мы с сыном во Флоренцию, заселились в гостиницу, а на стене висит какой-то кошмарну просто взрыв на макаронной фабрике. Всё в брызгах, почему-то красных, а ещё что-то чёрное, что-то сероеВы знаете, я не могла спать и просто попросила хозяина гостиницы убрать эту «красоту» с моих стен.

А нет ощущения, что в реализме как будто бы меньше возможностей для самовыражения художника? Вот в абстрактном искусстветам сплошное эго.

Есть такой анекдот: попадает дед из деревни на выставку актуального искусства, смотрит и ничего не понимает. Подходит к одному посетителю: «Милок, что здесь происходит?». «А что ты у меня, дед, спрашиваешь? Вон автор стоит, подойди к нему» Подходит дед к автору: «Слушай, что это такое? Что ты рисуешь?»«Я так вижу»«А если ты так плохо видишь, зачем же рисуешь?». Да, если человек нарисовал квадратик, или кружочек, или е6щё что-то абстрактное, ему же не скажешь: «Парень, ты плохо рисуешь!». А вот в реалистическом искусстве всё сразу видно: ошибки в композиции, в живописи, в рисунке. Наше искусствоэто каноны, но использует их художник исключительно для выражения себя.

До Нью-Йорка как до Твери

Вас можно поздравитьсо званием члена-корреспондента Российской академии художеств. Чтобы все понимали: вывсего лишь второй член-корреспондент среди современных костромских художников. Что даёт это звание и к чему обязывает?

У меня был другхороший художник Гриша Чайников. После того, как получил звание, он всегда говорил: «Надо соответствовать». Вот это самое трудное. Когда я получила заслуженного художника, очень переживала, а член-корреспондентэто ещё большая ответственность. Прежде всего перед собой, потому что по жизни я перфекционист. Но, если честно, такое признание одновременно и вдохновляет: хочется ещё больше работать, что-то делать для города, для страны.

Кстати о городе: вы себя как-то соотносите с художественным пространством Костромы?

Когда много ездишь и много выставляешься не в своём городе, начинаешь ощущать себя человеком мира. Например, сейчас у меня сразу четыре параллельных проекта: один в Испаниив Барселоне будет выставка большая 1 июля, я собираю там на пленэр наших хороших художников. Ещё пленэр в Калининграде и американский пленэр. Верите ли, мне до Нью-Йорка проще доехать, чем до академички (Академическая дача имени И.Е. Репина в Тверской области.Д.Ш.). Я в Москве сажусь на самолёти через девять часов выхожу в нью-йоркском аэропорту. А здесь сажусь на машину, еду через всю Ярославскую и всю Тверскую областии через те же девять часов оказываюсь на академичке. Только более вымотанная.

А образ жизни женщины-художникаон вообще какой?

Какой он может быть, если я по полгода не бываю дома? Конечно, домашние страдают: сейчас я уезжаю на месяц в Америку, и это явно не вызывает у них радости. Даже подруги уже начинают телефонные разговоры со слов: «Ты где? Хотя бы в России?».

Оно того стоит? В смысле, вы как-то меняете мир?

Может быть, мы даже сами этого не видим, но мир меняется. Мне иногда кажется: работаешь, бьёшься, обиваешь порогизачем это нужно? Сидела бы работала себе в стол. А с другой стороны, у меня бывают такие интересные моменты. Захожу в поезд«Я вас знаю: выхудожник!»говорит мне проводница. «Мне ваши картины очень нравятся» Или, например, у меня в деревне строил баню такой Андрей. Он очень смешно говорит: «Ну что-на, хозяйка-на? Баню будем строить-на?». Я с ним подружилась, и он пришёл ко мне на выставку. «Прикольно-на»первая фраза, которую он произнёс. А потом походил-походил и вдруг заявляет: «А здорово как!». И даже жену на следующий день привёл. Так что некоторым людям мы открываем глаза. Знаете, на Соловках есть местокогда-то туда подъезжали на лодках, привозили с собой камешки и складывали их один на другой. И образовался остров, и на нём возвели храм. Вот и я верю: если каждый из нас положит по камешку, тогда вырастет гораи мы поставим на ней храм.

Дарья ШАНИНА

Фото из открытых источников