Случай помог установить путь бойца

В нашу редакцию обратился костромич Алексей Ивков. Он давно ищет своего брата — Александра Степановича Ивкова. Сведений о нем осталось очень мало — удостоверение к медали «За оборону Сталинграда» и данные, что призывался он из Павинского района и что на момент гибели в 1943 году ему было 20 лет. Документы и письма от бойца уже в послевоенное время были утрачены в пожаре. Впрочем, иногда нам хватает и таких отрывочных сведений, чтобы установить судьбу бойца.

Череда опечаток

Первичный поиск не дал результата. Более того, единственный подходящий по параметрам боец оказался из Новосибирской области. Не оказалось даже данных из военно-пересыльных пунктов. Но при этом мы имели сведения о наградах нашего павинского бойца… Что-то подсказывало: искать стоит внимательнее, изучая каждую страницу документов. И оказалось, что каким-то образом сообщения из эвакогоспиталя с данными об Александре Степановиче Ивкове, уроженце Павинского района тогда еще Вологодской области, оказались среди сведений о новосибирском тезке. Более того, в данных эвакогоспиталя было указано: при себе у бойца была медаль «За оборону Сталинграда».

Это в корне меняло дело. Два полных тезки, рожденные к тому же в 1923 году, видимо, воевали плечом к плечу или оказались вместе в госпитале. Но тогда где захоронен наш боец? Ведь данные говорят: он умер от ран 23 ноября 1943 года. А значит, сведения должны быть в документах частей…

И вновь, едва обретя надежду, мы ее потеряли — таких данных не оказалось. Мы изучили историю второго бойца — тезки нашего земляка. Как оказалось, и в его документах допустили опечатку — он был рожден в 1925 году. Но если бы не эта ошибка, возможно, мы бы не установили судьбу павинского солдата Александра Ивкова.

Но если принять во внимание, что такое количество опечаток допустили в документах бойца, возможно ли, что он захоронен под другим именем или отчеством? А возможно, что и в фамилии была изменена буква? Скажем прямо — это оказалось так. Младший лейтенант Ивков, уроженец села Мундир Павинского района, командир взвода 30-го гвардейского воздушно-десантного стрелкового полка 10-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, умер от ран на эвакопункте 23 ноября 1943 года. Только вот госпиталь он покинул под именем Александр, а захоронен как Андрей.

Освобождая Украину

Удалось установить и точное место захоронения нашего бойца — кладбище в городе Кобеляки Полтавского района Украины. Также стало понятно, что в документы закралась очередная опечатка — в послевоенных донесениях писали, что Александр Ивков служил в 19-й дивизии. Оказалось, что в 10-й.

С ноября 1943 года она принимала участие в боях на Втором Украинском фронте. Со 2 ноября 1943 года дивизия перешла к обороне на рубеже: совхоз «Веселые Терны», Ново-Павловка, Каменополь. Сложно сказать, в каком именно бою получил смертельные ранения младший лейтенант Ивков. Самые кровопролитные столкновения с противником, согласно журналу боевых действий дивизии, случились с 11 по 15 ноября. Вероятно, бойца успели отправить в госпиталь, в тыл.

Александр Ивков не узнал, что спустя несколько месяцев, 23 февраля 1944 года, его сослуживцы одержат важнейшую победу, освободив Кривой Рог. А за успешные бои по освобождению города дивизии присвоят наименование Криворожской. Но мы точно знаем, что память о нашем земляке теперь будет с нами!