Мы продолжаем наш поиск погибших и пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны. Наш сегодняшний рассказ о судьбе нашего земляка, уроженца Костромского района Павла Александровича Варламова.

В поисках родственника

В штаб акции «Вместе ищем солдата» обратились с просьбой отыскать родственника, солдата Великой Отечественной войны: «Наш родственник Павел Александрович Варламов родился в 1901 году в деревне Коробейниково Шунгенского сельского Совета Костромского района. Не знаем, когда он ушел на фронт. Известно только, что согласно «Книге Памяти» он пропал без вести в июне 1942 года. Если у вас есть такая возможность, то попробуйте отыскать следы нашего родственника».

Номер, раскрывающий судьбу

Военные архивы сохранили лишь один документ, сообщающий о судьбе вашего родственника, – это список не вернувшихся призывников, составленный военкоматом Костромского района уже после войны.

В этом документе указано, что ваш родственник, 1901 года рождения, был призван на фронт 1 января 1942 года и пропал без вести в июне того же года. Сохранился и обратный адрес солдата – полевая почтовая станция №1420.

В рядах 391-й стрелковой

Мы выяснили, что в 1942 году это отделение почтовой связи обслуживало 391-ю стрелковую дивизию.

391-я стрелковая дивизия встретила войну на западной границе. Ей удалось вырваться из окружения, устроенного противником в районе Киева. Затем, на стыке 1941-1942 годов, дивизия, в которой воевал Павел Варламов, некоторое время находилась на Керченском полуострове, затем – на Тамани, а после была переведена на ленинградское направление в состав Северо-Западного фронта. Здесь подразделения дивизии с начала 1942 года принимают участие в окружении и сковывании немецких частей в районе Демянска.

«Горло ломая врагу…»

Единственным «горлышком», связывающим окруженные под Демянском части противника с «большой землей», был узкий перешеек в районе деревни Рамушево. Именно за него – путь снабжения войск – и шли главные и ожесточенные бои. И в них принимали участие бойцы 391-й стрелковой дивизии.

Наиболее жестокими были сражения зимы и весны 1942 года. Лишь в феврале 1943-го противник пошел на прорыв и отступил из демянского «котла».

Потери с обеих сторон погибшими, ранеными и пропавшими без вести были огромные. В условиях зимних боев в заболоченной лесистой местности ни немецкое, ни советское командование физически не могло организовать точный учет потерь и обстоятельства гибели каждого бойца. Потому сейчас поисковики активно ищут, находят и перезахоранивают безвестных советских воинов.

Последний след солдата на земле

Надо полагать, что ваш родственник – рядовой 391-й стрелковой дивизии погиб в период февраля-апреля 1942 года в районе так называемого «рамушевского коридора» и не был учтен как погибший. Его последние земные следы были оставлены именно в этом месте.