Мы продолжаем поиск погибших и пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны. Наш сегодняшний рассказ о сибиряке Александре Ефимовиче Решетникове.
В поисках родственника
«Решетников Александр Ефимович родился в 1908 году и проживал в городе Ишим, на тот момент Омской области. Сейчас это территория Тюменской области, – пишет нам родственница бойца. – Александр Ефимович прошел Финскую войну, на Великую Отечественную, по нашим сведениям, он призывался Ишимским горвоенкоматом».
Со слов родных он был политруком отдельного лыжного батальона, но судя по другим документам, старшим лейтенантом, командиром минометной роты 494-го стрелкового полка 174-й стрелковой дивизии, но также он проходит и как младший лейтенант 60-го особого лыжного батальона.
Бой под Мантуровом
Действительно, по разным документам военного и послевоенного периода Александр Ефимович указан как военнослужащий различных воинских частей. Так, по данным Тюменского областного военного комиссариата, наш солдат значится младшим лейтенантом, командиром особого лыжного батальона, погибшим 17 марта 1942 года и похороненным в роще у села Большое Мантурово (без указания района и области). Этот список вторичный, он составлен на основании документов, имевшихся в распоряжении военкомата, и направлен 14 июня 1945 года в Москву в Главное управление кадров Народного комиссариата обороны.
Приказ Главного управления кадров Вооруженных сил от 11 октября 1948 года сообщает нам о том, что Александр Ефимович в звании старшего лейтенанта и в должности командира минометной роты 494-го стрелкового полка 174-й стрелковой дивизии пропал без вести в 1942 году. Также в этом документе указывается, что наш солдат кадровый военный и в Красной Армии служит начиная с 1937 года.
10 февраля 1949 года, то есть через пять месяцев после издания Главным управлением кадров официального приказа об исчезновении лейтенанта Решетникова, в Тюменский облвоенкомат поступило официальное сообщение: изменить формулировку в графе приказа о пропаже без вести нашего солдата и написать: «Старший лейтенант Решетников А.Е. погиб 20.03.1942 года».
Что послужило причиной такому решению высшего военного учреждения, занимающегося учетом и изучением судеб офицерских кадров огромной страны?
Дело в том, что 5 января 1949 года в Главное управление кадров поступило письмо из Тюменского облвоенкомата, сообщающее о разночтениях в документах. Тюменский военком писал, что о прохождении Александром Ефимовичем Решетниковым воинской службы в 494-м стрелковом полку 174-й стрелковой дивизии его военкомату ничего неизвестно, зато в распоряжении военкома имеется извещение из 60-го лыжного батальона о том, что его младший лейтенант Решетников пал смертью храбрых 17 марта 1942 года.
К этому письму прилагается и копия сообщения из воинской части – 60-го батальона за подписью начальника штаба и политрука, подтверждающая дату гибели младшего лейтенанта Решетникова – 17 марта 1942 года и сообщающая о том, что 20 марта 1942 года он был похоронен в роще севернее деревни Б.Мантурово.
Как видно из поправки в приказ от 10 февраля 1949 года, сотрудники Главного управления кадров достаточно халатно, а быть может, компромиссно отнеслись к доводам тюменского военкома о судьбе лейтенанта Решетникова. Так, в распоряжении внести изменения в приказ ничего не говорится о том, что в действительности Александр Ефимович был не старшим лейтенантом, а младшим, нет поправок и о месте его службы – то есть не исключена из текста приказа 174-я стрелковая дивизия, в которой он, надо полагать, не служил.
На Калининском фронте
Мы изучили хронику боевых действий и донесения о безвозвратных потерях 174-й стрелковой дивизии в 1942 году и не нашли в списках погибших и пропавших без вести имени Александра Ефимовича Решетникова. Более того, изначальная формулировка приказа Главного управления кадров соответствует истине лишь отчасти, поскольку с окончанием зимы, после боев на Калининском фронте, 174-я стрелковая дивизия не принимала участия в боях, так как была отправлена на доформирование, а 17 марта 1942 года получила звание 20 й гвардейской стрелковой дивизии.
Таким образом, у Александра Ефимовича Решетникова было не так много шансов погибнуть под знаменами 174-й стрелковой дивизии. Сегодня мы с уверенностью можем говорить о том, что он служил и принял смерть в рядах 60-го отдельного лыжного батальона.
60-й отдельный лыжный батальон был в оперативном подчинении 30-й армии. 60-й ОЛБ в те дни принимал участие в боях на Ржевском направлении, ориентировочно на участке 379-й стрелковой дивизии. Как и большинство лыжных батальонов, он участвовал в попытках прорвать оборону хорошо укрепившегося противника. 1 июня 1942 года 60-й отдельный лыжный батальон был официально расформирован.
Большое Мантурово, стертое с лица земли войной
Уважаемые родные и близкие Александра Ефимовича, к сожалению, нам не удалось найти упоминаний о деревне Б.Мантурово в районах, на территории которых проходила первая стадия Ржевской битвы. Населенные пункты с названием Мантурово сегодня имеются в Ивановской, Костромской, Рязанской и Курской областях. Военные действия во время Великой Отечественной войны шли лишь в двух последних регионах, и в них не принимал участие 60-й отдельный лыжный батальон. Урочище Мантурово есть также в Архангельской области, вблизи Онеги и Северодвинска, но оно тоже не относится к нашим событиям.
Весьма вероятно, что в ходе тяжелейших и ожесточенных боев на Ржевском направлении деревня Б.Мантурово, о которой писали в своем донесении начальник штаба и политрук 60-го ОЛБ, была стерта с лица земли, не оставив о себе даже былого названия, которое сохранилось лишь в тексте донесения о гибели младшего лейтенанта Александра Решетникова.