В годы Великой Отечественной войны особое значение для бойцов имел орден Славы. И неудивительно – ведь получить эту награду можно было только за исключительное мужество и отвагу, проявленные в боевой обстановке. А уж быть одновременно и кавалером ордена Славы, и Героем Советского Союза… Это может показаться кому-то фантастическим. Но и среди наших героических земляков такой человек отыскался. Речь идет о Владимире Николаевиче Фогилеве.

Будущий Герой появился на свет 30 октября 1922 года в деревне Лобаново сегодняшнего Чухломского района Костромской области. Его отец, Николай Фогилев, как тогда говорили, «занимался отхожим промыслом», работая маляром. В 1929 году семья Фогилевых переехала в Москву, где Владимир окончил девять классов школы.

Тысячи советских мальчишек тогда влюбленными глазами смотрели кинофильм «Истребители», восхищаясь Марком Бернесом в главной роли, учились в планерных школах, аэроклубах, мастерили в авиамодельных кружках. «Заболел воздухом» и Володя Фогилев. А, «заболев», тоже оказался в аэроклубе, который успешно окончил.

В 1940 году Владимир Николаевич Фогилев был призван в армию, оказавшись в Михайловской школе пилотов бомбардировочной авиации. А в 1941 году его перевели в Ворошиловград (ныне – Луганск), в местную военно-авиационную школу пилотов. Здесь летчика и застала война.

Удары по Ворошиловграду начались осенью 1941-го. В ноябре немцы вторглись в пределы Ворошиловградской области. Но сам город был захвачен гитлеровцами только 17 июля 1942 года. Произошло это в результате крайне неудачной для Красной Армии харьковской наступательной операции, когда в районе так называемого Барвенсковского выступа несколько наших армий оказались в окружении. До этого момента из города удалось вывезти основную часть промышленных объектов и занятых на предприятиях рабочих. А вот авиашколу пришлось эвакуировать буквально на ходу. И свое боевое крещение Владимир Фогилев получил не в воздушных, а в наземных боях, отступая по направлению к Сталинграду.

Война в небе для Владимира Николаевича началась в 1943 году, в составе 75-го гвардейского штурмового авиаполка знаменитой 1-й Сталинградской гвардейской штурмовой авиационной дивизии. Она была сформирована еще в мае 1942-го как 226-я штурмовая авиадивизия и вела боевые действия сначала на воронежском направлении, а, с июля 1942 года, – участвовала в Сталинградской битве. Полученное звание «Гвардейская» и почетное наименование «Сталинградская» красноречиво говорят о том, насколько геройски дивизия проявила себя в тех боях. А к концу войны ее полное наименование будет звучать так: «1-я гвардейская штурмовая авиационная Сталинградская ордена Ленина дважды Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова дивизия». 37 воинов дивизии (и среди них – Владимир Николаевич Фогилев) станут Героями Советского Союза.

«На боевые задания летает с большим желанием и выполняет их на хорошо и отлично. В воздухе ориентируется хорошо. В сложной воздушной обстановке не теряется», – так характеризовало командование младшего лейтенанта Фогилева. На своем Ил-2 летчик наносил бомбово-штурмовые удары по вражеским станциям, колоннам автомашин и бронетехники, уничтожал живую силу противника. К 1 сентября 1944 года на его боевом счету значились два уничтоженных немецких танка, шесть автомашин, две артиллерийские батареи и более двадцати солдат вражеской пехоты. А в октябре младший лейтенант Фогилев получил орден Славы III степени.

Неспроста говорят, что удача любит сильных и смелых. Испытал на себе улыбку фортуны и Владимир Фогилев. В боях в районе города Валка в августе 1944-го самолет Фогилева был подбит. 20-мм снаряд автоматической пушки «Эрликон» угодил в фюзеляж самолета, отказал двигатель. Прыгать с парашютом возможности не было – расстояние до земли было слишком мало. Но Владимиру удалось-таки посадить самолет вблизи передовой. Возвращение в родной полк наделало немало шума – там летчика успели посчитать погибшим в бою.

Владимир Николаевич Фогилев сражался в Прибалтике, освобождая Латвию и Литву от немецких захватчиков, воевал в Восточной Пруссии, близ Кенигсбера. В феврале победного 1945-го, будучи в звании гвардии лейтенанта, был награжден орденом Красного Знамени. В наградном листе командир эскадрильи, где служил Фогилев, гвардии капитан Семейко указал на 25 успешно проведенных боевых вылетов «на штурмовку и бомбометание техники и живой силы противника»!

Приходилось летчику вылетать на штурмовки не только наземных объектов. 20 марта 1945 года четверка штурмовиков, возглавляемая гвардии лейтенантом Фогилевым, нанесла бомбовый удар по немецким транспортным судам в районе Кенигсберга. В этом бою летчики потопили две баржи с живой силой и техникой противника. Потопили, используя методику так называемого топмачтового бомбометания. Суть такого приема заключалась в том, что самолет шел, фактически, на высоте корабельных мачт. В результате сброшенные бомбы рикошетили от поверхности воды и поражали цель.

К концу войны на боевом счету Владимира Фогилева значилось уже 114 боевых вылетов – штурмовки, нанесение бомбовых ударов, уничтоженная техника, склады противника. К наградам добавились два ордена Отечественной войны – II и I степени. А, уже после Победы, 29 июня 1945 года, Владимиру Николаевичу Фогилеву было присвоено звание Героя Советского Союза. В наградных документах его характеризовали так: «Бесстрашный мужественный воин. Не знающий страха в борьбе с немецкими оккупантами. При выполнении боевых заданий проявляет исключительное мужество, отвагу, героизм и доблесть».

После войны Владимир Николаевич окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. Служил в истребительном реактивном авиационном полку, занимал должность начальника штаба части. В 1956 году, на 15-летие службы в рядах Вооруженных сил СССР, был награжден орденом Красной Звезды. В 1975 году гвардии подполковник Фогилев вышел в запас и получил должность инженера в одном из московских НИИ. Но, увы, долго работать на новом поприще ему было не суждено. 18 августа 1978 года Владимир Фогилев скончался на 66-м году жизни. Похоронили его на Кунцевском кладбище Москвы.

Сегодня имя Владимира Николаевича Фогилева занесено на памятные доски на Монументе Славы на площади Мира в Костроме. Его именем названа улица в Галиче. А если мы, проходя по этой улице, задумаемся и захотим узнать о человеке, в честь которого она названа – то память о подвигах нашего земляка будет жива!

Александр Гулин