Александр Старостин из Вохмы весной сорок второго отдал жизнь за Родину. 

Мы вновь возвращаемся к рубрике «Костромичи на Пискаревке». И сегодня расскажем еще об одном герое Великой Отечественной войны, уроженце Вохомского района Александре Старостине. На Пискаревском кладбище, вместе с тысячами других защитников города на Неве и ленинградцев, Александр Григорьевич похоронен в 1942 году. К сожалению, восстановить весь воинский путь героя очень сложно, но может быть, этот материал прочитает и откликнется кто-то из близких нашего земляка. Ведь уже случалось, что после публикаций «Северянке» писали родные и друзья фронтовиков, и тогда появлялась возможность узнать о жизни героя немало важных подробностей.

Когда началась война, жители Вохмы, как и весь советский народ, делали все возможное, чтобы приблизить Победу. Мужчины отправлялись на фронт, женщины и дети трудились на благо Родины в тылу. С помощью директора Вохомского краеведческого музея Елены Бергс нам удалось узнать точную дату призыва Александра Старостина в Красную Армию. Но вот определить, где именно жила семья фронтовика – в Вохме или в одной из деревень Вохомского района, пока не удалось. Существует вероятность, что это деревня Сивцево. Также мы знаем, что он был призван Вохомским районным военным комиссариатом.

Елена Васильевна обратилась в Вохомский военкомат, где сообщили, что Александр Старостин был призван в армию 21 июля 1941 года. Возможно, что Александр Григорьевич, как и многие другие, ушел на фронт добровольцем. К сожалению, нельзя с уверенностью утверждать, каким именно образом он оказался на Ленинградском фронте. Как правило, сразу после призыва рядовой и сержантский состав направляли либо в учебные подразделения, либо в распределительные пункты, и уже оттуда они отправлялись на фронт. Известно лишь, что после призыва его из Вохмы направили в Вологодский военкомат, поскольку в то время Вохма входила в состав Вологодской области.

Из документов, опубликованных российским Министерством обороны, следует, что на момент смерти Александр Старостин был сержантом и командиром отделения. Весной 1942 года он служил в 864-м стрелковом полку 189-й стрелковой дивизии, которая входила в состав защищавшей Ленинград 42-й армии.

Начиная с сентября 1941 года 864-й полк держал оборону в районе Пулковских высот. Здесь, как и по всему Ленинградскому фронту, велись кровопролитные бои. Противник не раз предпринимал попытки прорвать оборону Красной Армии и выйти к городу, но защитники Ленинграда оказывали упорное сопротивление. Неоднократно наши бойцы поднимались в контратаки и отбрасывали врага обратно на его позиции. Метким огнем уничтожали живую силу и технику немцев.

В ноябре 1941 года 864-й стрелковый полк вместе с другими воинскими подразделениями 189-й стрелковой дивизии занял оборонительные рубежи на линии Пулковская церковь – пересечение Колпинской и Витебской железнодорожных веток. Скорее всего, Александр Старостин в этот момент уже находился в рядах полка. Зима 1941-1942 года, по воспоминаниям очевидцев, выдалась на редкость холодной. На этом участке фронта шли позиционные бои.

Весной 1942-го, пережив самые холодные месяцы, Александр Старостин тяжело заболел. Его направили в эвакогоспиталь №1173, располагавшийся в Ленинграде. Поступил он в лечебное учреждение, как указывается в документах, 12 марта 1942 года.

В дни блокады город множество раз подвергался бомбардировкам, противник обстреливал улицы Ленинграда из тяжелых орудий. Известен случай, когда во дворе одного из госпиталей упала бомба, и многие находившиеся на лечении бойцы и командиры погибли или получили новые ранения. Той же опасности подвергался и Александр Старостин. В любой момент в госпитале могли разорваться вражеские бомбы или снаряды. Тем не менее врачи бесстрашно боролись за жизнь каждого солдата и офицера.

Почти две недели они делали все возможное, чтобы спасти и Александра Григорьевича, но ослабленный организм не выдержал, и 27 марта 1942 года нашего земляка не стало.

Похоронили Александра Григорьевича на Пискаревском кладбище. В Вохме, по всей видимости, остались его родственники. Однако понять, кто именно – жена, мама или сестра – сложно, в госпитальных карточках учета указана только фамилия родственника, которому нужно было направить похоронку, – Старостина. Есть предположение, что ее могли звать Лидия Алексеевна, 1906 год рождения, женщина проживала в деревне Сивцево. Мы надеемся, что кто-то из родственников или знакомых семьи Старостиных откликнется, напишет или позвонит, и тогда мы сможем узнать что-то новое о жизни и подвиге фронтовика, вохмича Александра Старостина.

Алексей ИВАНОВ

Выражаем благодарность директору Вохомского краеведческого музея Елене Бергс

за помощь в подготовке материала