Мы продолжаем наш совместный поиск погибших и пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны. Наш сегодняшний рассказ о дедушке нашей землячки из Судиславского района Надежды Анатольевны Досужей – Михаиле Яковлевиче Будилове.

Где-то под Москвой…

«Я обращаюсь к вам с просьбой помочь мне разузнать о судьбе моего деда, погибшего или пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны, – пишет нам внучка бойца. – К сожалению, сведений о нем очень мало. Мой дед Будилов Михаил Яковлевич – уроженец деревни Орехово Молотовского района Кировской области. Моя бабушка Будилова Мария Григорьевна (ныне уже покойная) провожала его до города Молотовска. С фронта от деда приходили письма, но они, увы, не сохранились.

В последнем письме или извещении, со слов бабушки, сообщалось, что Михаил Яковлевич погиб или пропал без вести где-то под Москвой. Известно, что нам, родным Михаила Будилова, была назначена пенсия, как родственникам погибшего представителя начальствующего состава Красной Армии.

Если вы располагаете хотя бы какими-нибудь сведениями о судьбе моего деда, то, пожалуйста, сообщите нам их».

Лишь 18 современных танков

Уважаемая Надежда Анатольевна, во фронтовых документах вашего деда сообщается, что он служил в 24-й танковой бригаде в звании лейтенанта и в должности командира взвода.

24-я танковая бригада была сформирована 13 сентября 1941 года, а потом – с 10 по 15 октября 1941 года – пополнена бойцами и техникой в городе Горьком и поселке Сормово.

На момент формирования в бригаде, кроме обеспечивающих, медицинских, ремонтных и командных служб, находилось на вооружении 44 танка: лишь 18 танков представляли собой современные Т-34, остальной техникой бригады были легкие и во многом устаревшие танки Т-60, Т-26 и БТ-5.

«Жалейте танки…»

В конце октября – начале ноября 24-я танковая бригада была включена в состав Западного фронта. В те лихие дни Георгий Жуков лично предупреждал танкистов 24-й танковой бригады и просил их беречь свои танки: «Учтите, если вы так же не будете жалеть танки, как не жалели их сегодня, бросая в лоб на противотанковую оборону, и от вашей бригады ничего не останется, как не осталось и от хорошей 9-й бригады».

В эти дни 24-я танковая бригада была переброшена на подольское направление, где танки держали оборону на рубеже реки Истья и обеспечивали основным силам 43-й армии занятие рубежа обороны на реке Нара.

24 октября в районе населенных пунктов Каменка-Чубарово (ныне Жуковский район Калужской области) 24-я танковая бригада организовала прочную противотанковую оборону на реке Нара. Все танки бригады в тот день были поставлены в засады группами по 2-3 машины, между ними была установлена телефонная связь. Впереди танковых засад танкисты оборудовали полосу противотанковых препятствий, находящихся под огнем танков. Таким образом, все вероятные направления появления немецких танков контролировались огнем танков и противотанковой артиллерии бригады.

На 28 октября 1941 года в 24-й танковой бригаде после пополнения находилось уже 58 танков, в том числе 4 тяжелых танка КВ-1, 22 средних танка Т-34, а также танки старых модификаций БТ, Т-26 и Т-40.

Немецкие войска в эти дни предприняли несколько лобовых атак на позиции бригады. Ценой больших потерь им удалось потеснить части 24-й танковой бригады, но не удалось прорвать ее оборону. В первых числах ноября оборона 43-й армии была на этом участке стабилизирована.

Подольское шоссе под защитой 24-й танковой

В ноябре 1941 года 24-я танковая бригада обороняла район деревни Каменка на Подольском шоссе методом танковых засад. К 16 ноября в бригаде оставалось только 37 танков – чуть больше половины от их изначального состава. Вместе с подбитыми и уничтоженными танками, как правило, выбывали и их экипажи.

Уважаемая Надежда Анатольевна, сегодня мы не сможем с точностью ответить на вопрос, где и при каких обстоятельствах оборвалась жизнь вашего деда – советского лейтенанта-танкиста Михаила Яковлевича Будилова. Документы части сообщают, что наш солдат пропал без вести 29 ноября 1941 года.

Учитывая хронику боевых действий его бригады, надо полагать, что он, скорее всего, погиб в первых числах ноября 1941 года, находясь в одной из танковых засад, защищая Подольское шоссе от продвижения войск противника на Москву.