В нашу редакцию пришло письмо от Евгения Кулькова, в котором он делится трогательной и важной семейной историей. Весь текст, к сожалению, газетная полоса не может вместить. Поэтому письмо печатается в сокращении.

«Когда я родился, деда в живых уже не было. Как и подобает мужчине-защитнику Отечества, в феврале 1942-го он отправился на фронт Великой Отечественной войны в составе 438-го артиллерийского полка из города Рыбинска. Войну прошел без ранений. Победу праздновал в Австрии, но вернулся домой лишь в марте 1946 года. Земная жизнь его оказалась короткой: сказались болячки, приобретенные в полевых землянках. Но все же своими заслугами перед Отечеством оставил о себе память, чем я и хочу поделиться со всеми неравнодушными людьми, которые обязаны чтить наших предков, отстоявших Землю от врагов, и знать, что только благодаря героическим воинам германский фашизм был повержен.

Дедушкины медали

В детстве меня всегда притягивало одно место в доме – это маленькая комнатка, где стоял старинный деревянный комод, в котором отец хранил реликвии, оставшиеся от деда. Впрочем, он и сейчас находится на том же месте родительского гнездышка.

В те времена я был мал, чтобы серьезно изучать документы, находящиеся здесь. Больше всего меня интересовали дедушкины вещи, и я, оставшись один, мог их потрогать своими руками. Предметы, хранившиеся здесь, были не простыми, а трофейными, многие из них совсем не игрушки.

…Самым важным экспонатом этого мини-музея, который я всегда вытаскивал из ящика последним, подчеркивая тем самым особую ценность, была специальная подушечка с воинскими наградами. Их было немного, но даже мальчишкой я понимал, что за каждой этой наградой стояли мужество, отвага и честь моего деда-фронтовика – Кулькова Федора Александровича.

Мальчишки всегда мечтают нацепить значки, воображая себя героями, но эти дедовские награды были «священны», они пахли порохом времен войны и не могли цепляться на мальчишеские рубашки ради фарса. Я понимал это и с почтением рассматривал и читал надписи: «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», а самыми значимыми наградами были медаль «За отвагу» и орден

Отечественной войны II степени.

…Из рассказов моего отца о боевом походе деда я помнил лишь, что в последние дни войны, а потом спустя почти девять месяцев после ее окончания мой дедушка был военным корреспондентом, оставаясь в рядах вооруженных сил нашей армии на территории освобожденной от фашизма Европы. С фронта он привез много интересного печатного материала о своем 438-м артиллерийском полку в составе 4-й гвардейской армии. Эти архивные документы оказались музейной ценностью, и наша семья не отказала в просьбе Рыбинскому историко-художественному музею о передаче их в выставочную коллекцию, так как формирование полка личным составом происходило в городе Рыбинске, откуда мой дед и ушел на фронт.

Родной и настоящий

…На фоне нашего спокойствия, дошедшего практически до безразличия, понимания этого великого исторического события для всего мирового сообщества, некоторые западные «партнеры» попытались умалить роль России в Великой Победе над фашизмом, переворачивая все с ног на голову. Эта неприкрытая ложь и заставила граждан нашей страны «воспрянуть ото сна» и дать бой клевете, поставив в строй своих предков-фронтовиков под призыв «Бессмертного полка». И вот они уже повторно идут победным маршем практически по всем странам и континентам, отстаивая свою Победу.

Включился в это, как считаю, грандиозное мероприятие и я. Недолго размышляя, с чего начать, вспомнил о нашем родовом мини-музее, о заветном комоде с фронтовыми реликвиями. К сожалению, время потрепало и его. Не осталось тех предметов, которые были помощниками в быту моему деду на фронте, исчезли две медали, видимо, заигранные юными родственными душами, уменьшилось количество фотодокументов и вырезок из газет, безвременно осевших в музее Рыбинска. Но, слава Богу, то, что меня больше всего интересовало, осталось в целостности и сохранности – это орден Отечественной войны и медаль «За отвагу».

…К тому времени были уже рассекречены архивы Советской армии. На основе этих данных было создано несколько интернет-площадок, на которых в свободном доступе можно найти информацию о фронтовиках, награждениях, войсковых частях, их боевых путях и сражениях. Я нашел все, что мне было нужно, получил ответы на все вопросы.

С этой минуты мое отношение к деду переменилось. Он стал мне родным, настоящим, существующим, реальным. Я почувствовал наше родство, я пережил с ним факты открывшейся мне его биографии. И понял самое главное, что несмотря на идеологическую подоплеку найденных мною документов, дед обладал самым важным для того времени – Отвагой, Честью и пониманием своего воинского Долга.

Спас полковую святыню

Но все по порядку. Шел февраль 1942 года. Войсковое подразделение деда, занимавшее временную походную позицию в одном из украинских сел, попало в окружение. Немецкая колонна войск блокировала бойцов и была готова их уничтожить. Благодаря мужественным и отважным действиям бойцов Красной Армии они не просто вырвались из окружения и отбили атаку, но, уничтожив достаточное количество вражеской техники и личного состава, заставили противника сдаться в плен. За эту локальную победу в Черкасской области УССР мой дед удостоился медали «За отвагу».

Война не закончилась изгнанием фашизма с территории нашей страны. Помогая союзникам, войска Советской армии в 1945 году стремительно наступали, освобождая от немецко-фашистских захватчиков европейские поселки, города, государства. Но не все так гладко было в этом стремительном наступлении. Во время одного из переходов на территории Венгрии штабную машину, в которой находились знамя полка, секретная документация и трое охранявших это бойцов, вражеские танки своим огнем отрезали от основной колонны. В этой машине под обстрелом, сопровождая «полковую святыню», ехал мой дед – гвардии старший сержант. Когда возникла угроза захвата машины противником, дед, нисколько не мешкая, обвязал себя под шинелью знаменем и был готов отдать жизнь, только чтобы сохранить «честь» полка. Уходившей от танковой погони машине перегородила путь глубокая траншея. Казалось, жизнь висела на волоске. Под танковым обстрелом и разрывами снарядов дед, как старший по должности, не растерялся, приняв решение завалить яму кукурузными снопами, и одним из первых начал сооружать переход. Противник все ближе подбирался к штабной машине, понимая, какую ценность она везла. Защищая «святыню», старший сержант Кульков вел прицельный огонь из своего карабина. Самоотверженная работа под обстрелом длилась около часа. Во время боя был тяжело ранен сослуживец. Когда настил был сооружен, машина вырвалась из огненного ада и ушла от преследователей. Раненого однополчанина дед доставил благополучно в госпиталь, а знамя и честь полка были сохранены.

Приказом командующего артиллерией 4-й гвардейской армии за проявленные доблесть и мужество Кульков Федор Александрович был награжден орденом Отечественной войны II степени. В дополнение к награде за спасение знамени и чести полка одним из поощрений было фотографирование у «полковой святыни» с размещением заметки во фронтовой газете «Красная Звезда», а другим – почетное награждение отличившихся трофейными охотничьим ружьями.

Когда читал документы в назидание сыну об отваге и мужестве моего деда, проявленных в боях, о тех многодневных испытаниях, что прошел его прадед в период своей военной службы, сын сказал мне: «Так он же Рэмбо!». Да, это круто, наверное, в наше время, то есть в их время, быть похожим на героя американской киноленты. Но становится до слез обидно, что современная молодежь не знает своих героев, реальных героев, в том числе и времен Великой Отечественной войны.

Но не их эта вина. Им просто мало рассказывают и показывают или вообще уже не приводят в пример подвиги таких героев Отечественной войны, как девятнадцатилетний Матросов, летчик Маресьев, героев Сталинградской обороны, партизанских движений.

Виноваты в сегодняшней ситуации мы, те, кто помнит и знает о войне из рассказов живых свидетелей, те, кто продержал свои «мини-архивы» в темных чуланах и старых комодах.

Но теперь, когда фашизм опять поднимает голову, настало время нашего покаяния. Мы обязаны не допустить искажения исторических событий, показывать значимость Великой Победы, важнейшую роль в которой сыграла наша армия, на примерах героической стойкости и самоотдачи наших предков».