«Активная, инициативная, позитивная, добрая, мудрая», говорят о ней коллеги и друзья. Методист Номженского сельского дома культуры Нейского района Яна Чувашева по сути вторая мама для своих юных воспитанников и в то же время настоящая надежда и опора для пенсионеров и ветеранов. Она занимается с детьми песнями и танцами, ведет кулинарные курсы «Домовенок». А для людей старшего поколения организует различные интересные и увлекательные мероприятия. А еще Яна Евгеньевна является добровольцем поисковоспасательного отряда «ЛизаАлерт».
В восемь лет я уже умела доить корову
– Яна Евгеньевна, расскажите немного о своей семье.
– Мама, как и бабушка с дедушкой, родилась в Номже, папа из соседнего поселка Еленский. Мама после учебы на некоторое время уезжала в Ригу, потом вернулась в родной поселок. Работала на стройке. Строила в Номже Дом культуры, школу, библиотеку, жилые дома.
– В строительной бригаде?
– Да, женщины работали наравне с мужчинами. У нее была специальность «машинист башенного крана», но при строительстве в Номже такие краны не использовали, она занималась кирпичной кладкой, вместе с другими строителями разгружала железнодорожные вагоны и грузовые машины со стройматериалами, все вручную. Потом работала на перегрузке торфа. А папа всю жизнь на железной дороге. Сначала машинистом, потом монтером путей.
– Вы у родителей одна?
– Нет, у меня есть старшие сестра и брат.
– В семьях, где много детей, бывает так, что родители работают и воспитанием младших занимаются старшие.
– Я думаю, у нас это был взаимный процесс, мы друг друга воспитывали. А вообще детей в поселке было очень много. В нашем двухэтажном многоквартирном доме с тремя подъездами насчитывалось от сорока до шестидесяти детей. В семьях росло по трое, четверо, пятеро ребят.
– Часть домашней работы лежала и на ваших плечах?
– В восемь лет я уже умела доить корову, поливала огород, варила еду для всей живности, ходила встречать корову из стада. У нас было две коровы, шесть поросят, телята, куры, гуси плюс небольшой огород возле дома и плантация с картофелем, капустой, свеклой. Не скажу, что нас заставляли выполнять всю эту работу. Мы и сами понимали, что нужно помогать родителям. Мама порой трудилась в несколько смен, возвращалась за полночь.
– На сенокос ездили?
– Конечно, это было любимое дело, с ночевой. Мама своими руками сшила палатку из простыней. Вечером после работы готовили суп и чай на костре. Сенокос был в соседней деревне Тарасово, у речки. Вспоминаем с теплотой и улыбкой. В десять лет я уже носила копны к стогу, бабушка учила стога метать. И сама на стогу стояла, самое страшное было спуститься с него по граблям.
Моя родина здесь, и здесь я нужна больше, чем где бы то ни было
– Однажды, в детстве, был случай. Метали стог на сенокосе, и вдруг появилась туча. Те, кто попадал в такие ситуации, знают, какой, мягко говоря, начинается ажиотаж. У вас что-то подобное происходило?
– Моя бабушка знала с точностью до минуты, когда может начаться дождь. У нее даже были свои приметы, допустим: «Не крути грабли, к дождю, не сучи вилами, к дождю». Поэтому все соблюдалось четко под ее руководством. А так, если и случался дождик, скидывали быстро в копны. Как бабушка говорила: «Кто вымочил, тот и высушит».
– Чем увлекались в детстве?
– Посещала различные кружки, принимала участие практически во всех школьных мероприятиях, была ведущей, пела, танцевала. Своей второй мамой я считаю директора нашего Номженского дома культуры Марину Михайловну Арсенюк. Когда училась в школе, мы часто приходили в клуб. И не только в кружки, но и помогали прибрать территорию, что-то покрасить.
– После школы поступили в музыкальное училище?
– Удивлю вас, но я никогда не училась в музыкальном училище. Получила три специальности: бухгалтера-кассира, швеи и повара-кондитера. Однако при этом всегда была влюблена в сцену. Когда после школы поступила в Галичское училище на бухгалтера-кассира, буквально через пару дней активно включилась в его культурную жизнь.
– Как сложилась ваша жизнь после окончания училища?
– Уехала с подружкой в Москву, все складывалось хорошо. Но долго там жить у меня не получилось. Поняла, что моя родина здесь, и здесь я нужна больше, чем где бы то ни было. Благодаря Алексею Васильевичу Мотовичеву устроилась швеей, через три месяца стала передовиком производства. Затем ушла в первый декрет, родила сына, вернулась – стала начальником цеха. Спустя какое-то время предприятие закрылось, и я устроилась на швейное производство в Нее. Снова декрет, дочка. И как раз в это время появилась вакансия методиста в Номженском доме культуры. Марина Михайловна предложила мне прийти поработать. К сожалению, всего на полставки. Я подумала, что с двумя детьми, это именно то, что мне нужно. Но ведь известно, культура никогда не спит. Праздников и выходных у нас нет, работаем всегда. Мне дали объединение пенсионеров. Они приходят ко мне на посиделки, занимаются аэробикой, помогаем им осваивать компьютеры и другие гаджеты, проводим различные мастер-классы, готовим блюда, делимся рецептами заготовок, организуем тематические вечера и просто пьем чай. Многие из женщин уже вдовы, а одиноким людям хочется поделиться мыслями, поговорить. Они танцуют, поют, вспоминают о былых годах. Наш клуб по праву гордится хором народного пения «Калина красная», его участники – лауреаты всевозможных конкурсов.
С припеком, ажурные и на дрожжах
– Как начали заниматься с детьми?
– Я всегда с ними хорошо ладила, детки часто приходили и приходят к моим сыну и дочери в гости. Они почему-то стали называть меня мама-снегирь. Может, потому, что стараюсь их укрывать словно птица крыльями, защищать. Они мне доверяют. Даже родители обращались: «Ян, такая ситуация, может, тебе расскажут».
В общем, объединили детей, они стали приходить в Дом культуры. Организовали кружок танцев. Я вместе с ними училась, связывалась с хореографами, проходила танцевальные онлайн-курсы. Постепенно стали принимать участие в различных конкурсах. Два года назад мы ушли в жанр народной стилизации, начали изучать дробушки. Недавно стали призерами на фестивале танца в Нее. Показывали народный танец «Чеботуха», заняли второе место. Девчонки молодцы, красивые, яркие, отлично выступили.
– Какой возраст ваших подопечных?
– Младший состав – до десяти лет, старший – от десяти и до тридцати восьми.
– Я знаю, что вы ведете для детей кулинарный кружок.
– Кулинарные курсы «Домовенок». Долго искали, чем занять ребят, и решили объявить набор на курсы приготовления еды. Пришло тридцать человек, несколько столов. Начинали с азов. Я отваривала овощи, они их чистили, нарезали. Была удивлена, что некоторые дети в пятом-шестом классе не умели держать нож, не знали, как почистить картошку. Детки быстро увлеклись, вместо одного часа занимались по два и более. Сейчас я могу сказать, что мои дети готовы к взрослой жизни. Они могут сварить кашу, суп, сделать нарезку из фруктов или овощей, испечь бисквит, собрать торт, сервировать стол. Мы пекли оладьи. Блины – это наше любимое, каких только видов не делали! И с припеком, и ажурные, и на дрожжах. Пекли пиццу, сосиски в тесте, пироги. Организовывали на День защиты детей при поддержке поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» полевую кухню, варили суп на свежем воздухе, жарили рыбу.
– Мальчишки к вам тоже ходят?
– Да, им очень нравится. Они щепетильно относятся к готовке, все делают тщательно. Предпочитают сделать быстро, вкусно и много — картошку с мясом потушить, пиццу ленивую на сковороде приготовить. А девчонки любят придумывать необычные рецепты, предлагают: «Давайте сделаем фрунчозу, овощи с курочкой». За три года мы испробовали все, изучили практически все кухни народов мира.
– Где берете продукты?
– Родители помогают, сама из дома приношу, благо свое хозяйство, знакомые предлагают помочь. Все, что готовим, ребята не только сами кушают, но и угощают родителей. Бывало, пельмени в пакетике домой носили.
– Кто-то из ваших воспитанников уже стал поваром?
– Мой первый выпуск состоялся в прошлом году, ребята поступили в вузы. К сожалению, поваром пока никто не стал, но, тем не менее, звонят и благодарят: «Спасибо, мы всему научились, все умеем».
Тревожный чемоданчик всегда возле дверей
– Вы упомянули об отряде «ЛизаАлерт».
– Я являюсь добровольцем отряда. Узнала о нем шесть лет назад. Сначала поступила в мантуровское отделение, позднее появилось отделение в Нее. Участие в поисковом отряде – это не только непосредственный выход на поиски, но и печать ориентировок, распространение информации в интернете, можно быть дома и быть добровольцем. Но тревожный чемоданчик всегда у дверей, в любое время дня и ночи готова выехать на помощь.
– У вас двое детей.
– Дочке восемь, сыну тринадцать лет. Мои помощники. Прислушиваются, приходят за советом, так же, как и я в свое время к маме. Мама для меня – мой друг, надежда и опора. Если я плачу, плачет и она, если я улыбаюсь, улыбается и она. Думаю, и я для своих детей такая же.
– Кем мечтают стать, когда вырастут?
– Сын интересуется историей, географией. Думаю, его будущее связано с образованием. Дочь танцует в моем коллективе «Двигайся», поет, но с будущим пока не определилась, рано.
– Если ваши дети пойдут по вашему пути и примут решение остаться на родине?
– Поддержу! Если тянет, нужно возвращаться. Дома всегда есть крыша над головой. Счастье, когда все живы и здоровы.
Алексей ВОИНОВ
Фото Алены Везбердевой