Мы продолжаем публикацию материалов в рамках проекта «Доверие! Мужество! Честь!». Его герои ­ сотрудники полиции Костромской области. Каждый из них на своем месте оберегает и защищает граждан, отстаивает их права. 

Проголосовать за участников проекта можно будет после выхода всех материалов на сайте Управления МВД России по Костромской области. Итоги голосования будут подведены ко Дню сотрудника органов внутренних дел (10 ноября).

Начальник отделения ГИБДД межмуниципального отдела МВД России «Макарьевский» Сергей Хохлов работает в полиции почти десять лет. Из них семь лет – в ГИБДД. Он с детства был влюблен в технику, а в юности мечтал связать свою жизнь с армией. Собственно, можно сказать, что мечты паренька из деревни Торино Макарьевского района сбылись. Ведь в Государственной инспекции дорожного движения есть и единоначалие, и строгое выполнение приказов, и жесткая дисциплина, и форма, и некоторые другие атрибуты армейской жизни. Но, кроме того, работа ГИБДД невозможна без техники. Профессиональное управление автомобилем или мотоциклом – обязательное условие службы в дорожной полиции.

Чай со смородиновым листом

 – Сергей Анатольевич, вы родом из Макарьевского района?

– Да, родился в деревне Торино. Мама работала продавцом, папа – в колхозе. У нас, как, наверное, и в любой другой деревенской семье того времени, было свое хозяйство. Помогал родителям, собирал крапиву на корм скоту, ходил на выпас. Вместе с дедом пасли и колхозных, и деревенских коров. Когда жарко, пасли по ночам, днем мошка скотину заедала. Помню, с дедом садились, заваривали вкусный чай со смородиновым листом. Хорошее было время.

 – Учились в Торинской школе?

– До девятого класса. Потом родители переехали в Макарьев и десятый, одиннадцатый я заканчивал в Макарьеве.

 – Чем увлекались в детстве?

– Как и любой мальчишка, техникой. Первый свой мотоцикл «Восход­2» собрал сам. Отец привез на «головастике» (УАЗ­452) из Дорогини полуразобранный мотоцикл. Я: «Пап, собери». Лето, восьмой класс, ходил по чернику, это был деревенский заработок. Как сейчас помню, тридцать пять рублей она стоила. Дед с ведром, я с бидоном. Накопил пятьсот рублей, купил неисправный «Восход­3», разобрал и из двух собрал один. Стал заводить, не получается, сосед говорит: «Сергей, ты не одни сапоги стопчешь, пока его заведешь!». В итоге мне помог один из рабочих, что приезжали лес рубить. Он хорошо в технике понимал. Я к нему мотоцикл на руках прикатил. Выкрутили свечу, плеснули бензин в цилиндр и «Восход» завелся. С тех пор он стал ездить.

 – Для деревенского пацана в те времена мотоцикл очень много значил, у меня тоже был, только «Минск».

– «Минск» мне достался от отца по наследству, а так удалось поездить на разной технике и на обычном «Иже», и на «Планете».

 – Рыбалкой тоже, наверное, увлекались?

– Да, ходил на рыбалку, на речку Каклаш. В основном рыбачил на поплавок. Сначала ловил сорожку, потом щучек, окуней.

«Мама, папа, хочу быть кадетом»

 – Кем в детстве мечтали стать?

– Наверное, как и многие мальчишки, водителем, хотел скорей получить права. Техника нравилась. Но в десятом классе я посмотрел сериал про кадетов и мне эта тема запала в душу. Я сказал: «Мама, папа, хочу быть кадетом». На что мне мама ответила: «Нет, сын, давай ты сначала окончишь школу, а потом примешь решение». Не знаю, правильно это было или нет. Но школу я закончил и решил поступить в КГТУ на специальность «Государственное муниципальное управление». Меня привлекло то, что на факультете был учебный военный центр (военная кафедра), то есть была возможность служить в войсках, плюс приличная стипендия. Подтянул обществоведение, начал плотно заниматься физкультурой — подтягивание, отжимание. В итоге поступил.

 – Учиться нравилось?

– Да, военное дело началось со второго курса. Каждое лето ездили на сборы. После четвертого курса месяц проходили практику у десантников.

 – Что вам дало военное дело?

– Мне очень нравилась тактика, научился стрелять. Впервые увидел, как автомат начинает плеваться при перегреве ствола. После стрельб чистили оружие, было трудно. Сержанты, командиры взводов следили, чтобы все было как надо.

 – Какие человеческие качества, на ваш взгляд, дает армия?

– Дисциплину, выдержку, понимание и осознание своих действий. Стало меньше с моей стороны необдуманных поступков, я чаще стал задумываться, что я делаю, и к каким последствиям это может привести.

Пьянство – самая серьезная проблема водителей

 – Как вы оказались в полиции?

– После окончания КГТУ я хотел служить в армии. Но нам торжественно вручили погоны лейтенантов и уволили в запас. Я все лето пытался, искал варианты, чтобы все же пойти служить. Увы, так ничего и не вышло. К тому же я еще в это время и ногу сломал: доставал кота с дерева и неудачно спрыгнул. Несколько месяцев поработал охранником на предприятии в Макарьеве. Потом поехал в Кострому, устроился в кафе администратором, благо опыт был – во время учебы в институте подрабатывал барменом и администратором в баре. А через два месяца решил идти служить в полицию. В июне 2014 года я был принят на должность стажера инспектора административного надзора. В 2016 году мне предложили перейти в ГИБДД. Я с удовольствием принял это предложение. В 2020 году стал начальником отделения ГИБДД Макарьевского района.

 – Вы помните свой первый выход на службу в качестве инспектора ГИБДД?

– Это случилось 1 Мая. Выезжаем в экипаже из отдела на заправку, возвращаемся, и перед нами машина резко сворачивает с дороги. Мы ее останавливаем, а там пьяный водитель. Оформили. За те майские праздники мы оформили около двадцати материалов.

 – Пьянство за рулем – одно из самых серьезных правонарушений водителей?

– Я думаю, что это самая серьезная проблема.

 – Как можно эффективно бороться с этой бедой?

– Во­-первых, присутствие на дорогах сотрудников ГИБДД. Камеры в этом случае помогают мало. Во-­вторых, транспортное средство в руках пьяного человека – это орудие совершения административного правонарушения, а иногда и уголовного преступления. Поэтому при задержании пьяных за рулем это орудие следует обязательно задерживать, чтобы впредь у нарушителя не было возможности совершать подобные правонарушения. В принципе, сейчас такие нормы в законе существуют. При повторном задержании пьяного за рулем наступает уголовная ответственность и в этом случае транспортное средство может быть задержано в качестве обеспечительной меры для взыскания нанесенного ущерба.

«Я вижу, как на меня летит серое пятно, и все…»

 – Через ваш район проходит федеральная трасса, а это особая ответственность. Ведь по ней двигаются круглосуточно сотни, если не тысячи транспортных средств.

– В 2021 году, когда сделали дорогу, резко возросла аварийность с большегрузами, поскольку фуры массово пошли через нашу область. Мы стали усиленно работать по соблюдению режима труда и отдыха водителей. В рацию слышим, как дальнобойщики передают информацию коллегам: «В Макарьеве машинка работает по режиму». Водители едут на стоянки, отдыхают. Получается профилактика. В следующем году возросло количество выездов на встречку и превышение скоростного режима, соответственно, мы работали над увеличением количества камер видеофиксации, в том числе и мобильных.

 – В вашей практике наверняка были ДТП, которые произвели сильное впечатление?

– Несколько лет назад был случай. Мальчик на «двенашке» «летел» на свидание к девочке, на дороге шел ремонт, и он воткнулся в стоявший КамАЗ. Мы с инспектором вынесли парня на руках и передали «скорой». Через год или два он пришел ко мне… на костылях. Понимаете, страшно не то, что разбита машина, а то, что можно потерять здоровье, принести страдания и слезы родным и близким. В прошлом году я и сам попал в ДТП. 19 февраля мы с одним из наших инспекторов несли дежурство на 172­м километре трассы «Кострома – Шарья». Вижу – идет трактор, я показал ему жезлом, чтобы он остановился. Водитель трактора стал поворачивать и в этот момент в него врезается легковой автомобиль. Легковушка переворачивается и летит на нас. Я вижу серое пятно и все… Отлетел метров на двадцать. Очнулся на обочине, встаю, все перед глазами плывет, ноги подкашиваются. Два месяца провел на больничном. Последствия той аварии до сих пор дают о себе знать.

Берегите детей

 – Сотрудники ГИБДД ведут активную профилактическую работу с детьми.

– Мы регулярно посещаем школы, садики, общаемся с ребятами. Приходим к мамам и папам на родительские собрания. Ведь очень многое зависит именно от родителей, как ты научишь своего ребенка себя вести, так и будет. У меня самого дети шести и четырех лет, кстати, в ближайшее время ждем пополнения. Все они ездят в автолюльках и автокреслах. Они точно знают, что в машине нужно обязательно пристегиваться. Был у нас случай несколько лет назад. Мама с ребенком ехали пассажирами, на заправке она его отстегнула и взяла на руки из­-за того, что он капризничал. Произошло ДТП, машина несколько раз перевернулась, ребенок вылетел из автомобиля и погиб. Мама ребенка пожалела и тут же его потеряла. Вот так бывает.

 – Давайте еще раз вернемся к началу вашей службы в ГИБДД. Наверняка были люди, которые вам помогли на пути вашего профессионального роста.

– Да, и таких людей было много. Александр Николаевич Мартьянов, самый принципиальный и справедливый инспектор в моей жизни. Большую роль в моем становлении сыграла Любовь Николаевна Шаронова, очень благодарен за помощь кадыйским инспекторам ГИБДД, рассказывали, подсказывали, помогали.

 – ГИБДД, пожалуй, самое механизированное подразделение полиции. Как у вас обстоят дела с транспортном?

– Хорошо, сегодня у нас почти все машины новые.

 – А проблемы есть?

– Главная проблема — кадры. Нам нужны сотрудники. Пользуясь случаем, приглашаю на службу тех, кто хочет связать свою жизнь с ГИБДД.

Алексей ИВАНОВ

Фото предоставлено отделом информации и общественных связей

УМВД России по Костромской области