Костромской историк и автор новой монографии «Провинция в условиях Мировой войны 1914-1917 гг.» поделился секретом, как все успевать в условиях многозадачности, и рассказал о создании своей первой масштабной работы.
История, как наука, привлекала с детства
– Александр, расскажите об истоках вашего пути, почему история?
– Я родом из Буя. Отец мой – железнодорожник, мама работала в казначействе. В роду у нас много учителей. Моя бабушка по папиной линии отработала учителем начальных классов всю жизнь. Сестра бабушки – филолог, учитель русского языка и литературы, а моя родная тетя – учитель истории, и она же была моим классным руководителем. В школе появилось осознание, что хочу заниматься историей именно с научной точки зрения, но и преподавание дисциплины сейчас тоже интересно. Помимо Первой мировой войны, я интересуюсь вопросом Великой Отечественной, занимаюсь поисковой работой. В 2017 году вступил в поисковый отряд «Азимут», с которым выезжаем в экспедиции и работаем главным образом в Смоленской области, где воевала наша Ярославская коммунистическая дивизия. Наверное, это идет из детства, со школы. Тетя занималась поисковой работой с учениками в 90-е годы, тоже ездила на Смоленщину. Она много рассказывала об этом. У нас в кабинете истории даже был организован небольшой музей военных находок. Со многими поисковиками познакомился, когда работал в архиве, они тоже делились впечатлениями от экспедиций. И меня это все зацепило, захотелось самому попробовать. В первую экспедицию поехал с целью проверить самого себя, насколько у меня, абсолютно городского человека, получится жить две недели в лесу, в полевых условиях и работать при этом. Вроде, получилось.
– А основная деятельность?
– Работаю в Буйском техникуме железнодорожного транспорта уже семь лет, преподаю историю, заведую музеем техникума, работаю с детьми и занимаюсь военно-патриотической деятельностью.
– Что важно в вашей работе?
– С детьми работать интересно, особенно когда встречаются увлеченные ребята, которые тоже хотят заниматься историей, участвовать в различных тематических мероприятиях. Одна из главных целей работы преподавателя – проводить занятия так, чтобы заинтересовать учащихся, чтобы они узнавали новое для себя, наладить с ними контакт. Я стараюсь работать именно так. Иногда отхожу от какой-то базовой программы, учебника. Не стесняюсь приводить из своей жизни примеры, если они перекликаются с какими-то историческими сюжетами. Много раз убеждался: если что-то доверительно рассказал человеку о себе, то это его к тебе располагает. С кем-то из ребят участвуем в конкурсах научных работ, например, «Ищу героя» или в родном для меня «Шаге в будущее», где я когда-то был сам. В этом году одна из моих учащихся заняла в нем второе место.
– У ребят есть заинтересованность в участии в экспедициях?
– Они ездят каждый год. В первую, в 2017 году, отправились четыре студента. Недовольных не встречал, все хотят поехать снова. Осенью прошлого года в Буе удалось создать общегородской военно-исторический клуб «Хранители памяти». Его посещают мои студенты, учащиеся других учебных заведений, старшеклассники. Там занимаемся военной историей и готовим ребят к поисковым экспедициям, тех, кто хочет.
– Как часто выезжаете?
– Отряд проводит обычно две экспедиции – весной и летом. У меня получается ездить в летний сезон, во время отпуска, а весной – преподавательская работа, поэтому отправиться в экспедицию довольно сложно.
– Какие артефакты находили?
– У нас есть в Волгореченске поисковый центр, в Буйском техникуме – экспозиция в музее с находками военных лет. Там предметы снаряжения советских и немецких солдат, фрагменты вооружения. Находок достаточно много.
Когда тебе интересно, ты все равно найдешь время для своих любимых занятий
– Чем удается заниматься, помимо работы и экспедиций?
– Периодически пишу в газету материалы про наших земляков – участников Великой Отечественной войны. С 2018 года с небольшими перерывами я работаю с московским проектом благотворительного фонда «Солдатский храм». О нашей работе регулярно делаю публикации в социальных сетях, связанные с военной историей, защитниками нашей Родины разного периода времени, в основном – Великой Отечественной. То есть, помимо преподавания, занимаюсь журналистикой.
– Наверное, непросто все совмещать…
– Когда тебе это интересно, ты все равно найдешь время для своих любимых занятий. Мне нравятся отдельные виды спорта, люблю слушать рок-музыку, играю на гитаре – год занимался с преподавателем, потом уже самостоятельно, и друзья помогали. А самые первые аккорды папа показал мне еще в школе. Также увлекаюсь поэзией – пробую писать сам. В основном на военную тематику, но есть некоторые стихотворения и иного характера.
– Можно один из них?
– Я мечтаю встречать рассветы,
Слушать ласковый шепот мая,
Замирать в ожидании лета,
Не искать никакого рая!
По тенистым бродить аллеям,
Черкать строчки в блокноте быстро,
Улыбаться и просто верить
В каждый день ясноглазо-чистый!
У реки погулять неспешно,
И метнуть в воду «блинчик»-камень.
Солнце шлет нам привет свой нежно,
Впереди только лучше станет!
И пройтись по гитарным струнам,
Чтобы аккорды сложить в дорожку –
Там порою не надо думать,
Слушай сердце, ну хоть немножко!
Ведь прекрасное с нами рядом,
То, что мы называем счастьем, –
Здесь оно, усложнять не надо!
Мир не стоит делить на части!
– У вас есть свои сборники с поэзией?
– Пока нет. Но вот не так давно в Костроме вышло издание «Позывной – Поэт», там три моих стихотворения. Вообще пишу по настроению.
Изданная книга – это семейное творение
– Недавно вы презентовали свою первую монографию…Сложно было выступать перед публикой?
– Не подумайте, что хвастаюсь, но я действительно привык. Выступать приходилось много со студенческих времен: были разные конференции, конкурсы, защита дипломной работы и кандидатской диссертации. Да и работа у меня такая, что каждый день выступаю на публике. Мне интересно доносить свои мысли людям, если я уверен в своих выводах.
– О чем книга?
– Эта книга о нашей истории в довольно сложный, переломный период Первой мировой войны. Ее содержание главным образом – о жизни нашего края и соседних губерний Верхнего Поволжья – Ярославской и Владимирской. Подробно рассказано о процессах, которые актуальны и сегодня – это мобилизация, призыв граждан на службу, помощь семьям военнослужащих и беженцам. Также затронуты вопросы снабжения армии. В монографии я попытался раскрыть, как тогда население и власть решали эти проблемы.
– Насколько трудоемкой оказалась работа?
– Создание книги было очень небыстрым, непростым. Я сам для себя могу разделить это на три этапа. Первый из них – после получения основного образования на историческом факультете Костромского госуниверситета. Тогда я поступил в аспирантуру и начал собирать материалы для кандидатской работы, тема которой созвучна с названием монографии. В 2017 году я благополучно защитился, после чего появилась идея о написании монографического исследования. При этом я продолжал искать дополнительную информацию. В 2019 году оформился черновой вариант книги. Затем по ряду причин был длительный перерыв. И уже в 2022 году я окончательно вернулся к работе, удалось все скомпоновать и систематизировать. Подавляющее большинство материалов для этой книги предоставил государственный архив Костромской области. Мне посчастливилось здесь работать в течение трех лет. Хочется сказать всем коллегам огромное спасибо, я очень признателен за оказанную помощь. Также в монографии собраны материалы, взятые из государственного архива Российской Федерации, военно-исторического, архива социально-политической истории. Кроме того, содержится информация, полученная во время работы в государственных архивах Ярославской и Владимирской областей. Обработан очень большой объем.
– Родные и близкие поддерживали вас в начинании?
– Мой отец тоже увлечен историей. В работе над книгой родители морально очень поддерживали меня, потому что им это интересно, важно. Знаю, что они очень хотели, чтобы эта книга вышла. Можно сказать – это наше общее, семейное, творение.
Ольга СМИРНОВА