Валентина Теребрина родилась в Чувашии, но караваевским женщинам кажется, что она живет здесь всегда. Наверное, потому, что и они сами, и их дети, а потом уже и внуки появлялись на свет  под ее внимательным и добрым контролем.

ДО КАРАВАЕВА

В действительности в Караваево Валентина Николаевна приехала с мужем Иваном Григорьевичем Теребриным в 1972 году. До того успела окончить в Нерехте медицинское училище и поработать по распределению в Сусанинском районе. Там и вышла замуж за агронома, который после окончания Костромского сельхозинститута отрабатывал положенные по тем временам три года.

Населенные пункты и в нашем, и в других районах области, располагавшиеся друг от друга на расстоянии не менее десяти километров, в те годы соединяли лишь труднопроходимые дороги да тропы, петлявшие по лесам и оврагам. Все эти особенности местности Валентина познала на собственном опыте, направляясь как фельдшер по вызову к больным. До некоторых деревень добраться можно было только на автомашине, которую тащил за собой трактор. Впрочем, однажды и этих транспортных средств оказалось недостаточно. Тогда из областного центра был вызван вертолет, и фельдшеру Валентине Теребриной пришлось сопровождать больного в Кострому на винтокрылой машине.

В КАРАВАЕВЕ

При переезде в Караваево Валентину ждали две проблемы: куда устроиться на работу и где жить? Впрочем, проблемой жилья занимался муж, и решил он ее достаточно успешно. Ивану Теребрину, агроному совхоза «Караваево», для начала предоставили половину щитового дома в так называемом Атамановском поселке. К радости новоселов, квартира оказалась газифицированной – то есть в ней стояли газовая плита и сменный газовый баллон. Питьевую воду нужно было брать в колонке, расположенной на удалении нескольких сот метров. Со временем совхоз выделил мужу, вступившему в должность главного агронома, трехкомнатную квартиру в новом многоквартирном доме. В ней семья жила все последующие годы.

С устройством на работу у Валентины не сразу все шло гладко. Сначала немного поработала лаборанткой в Костромском сельхозинституте, а с марта 1972  года – уже по специальности – процедурной медсестрой в Караваевской участковой больнице. Чуть позже ее перевели на должность медсестры в местные детские ясли. А потом она вновь пришла в участковую больницу на освободившуюся должность акушерки гинекологического отделения и трудилась на этом посту вплоть до ухода на пенсию в 2018 году.

Валентина Николаевна считает, что ей очень повезло с коллективом – в больнице работали опытные врачи и медсестры. За годы ее работы сменилось восемь врачей-гинекологов, а акушерка Валентина Теребрина бессменно оставалась на своем посту.

– Было тяжело, но интересно, – вспоминает она.

У каждого врача свой характер, стиль работы, манера общения с пациентами. Так, Любовь Павловна Кулемина по натуре была женщиной доброй, тем не менее с посетителями предпочитала разговаривать поучительным, резким, категоричным тоном. Некоторые эту манеру тоже категорично не принимали. Валентине Николаевне нередко приходилось сглаживать острые углы. Врач-гинеколог Игорь Алексеевич Ковалев отличался доброжелательностью, внимательным отношением к пациентам. И работал он безукоризненно, за все годы после проведенных им операций не было ни единого осложнения. Но у него была исконно русская болезнь. Иногда Валентина, опасаясь, что он в ходе приема больных сделает что-либо не так, как надо, отправляла его домой: «Игорь Алексеевич, вы идите сейчас домой и отдохните, а я поработаю вместо вас». Он не возражал, и Валентина Николаевна сама принимала пациентов.

Бесценный опыт с каждым годом накапливался, и все больше уважения и доверия вызывала у караваевцев эта спокойная, доброжелательная и ответственная акушерка.

ВО ИМЯ ЖИЗНИ

Однажды Валентина Николаевна обратила внимание на отеки лица у одной из пришедших на прием беременной женщины. К тому же у нее оказалось очень высокое артериальное давление. Эти показатели насторожили акушерку – они могли быть предвестниками возможного тяжелого осложнения беременности, чреватого гибелью. Валентина Николаевна, видя, что врач не обратил на эти симптомы внимания, взяла инициативу в свои руки и, отозвав в сторону, посоветовала мужу женщины следить за самочувствием жены днем и ночью. Он отнесся к рекомендации серьезно, и это спасло жизнь и матери, и ребенка. Несколько месяцев спустя он рассказал Валентине Николаевне, что осложнение у жены случилось внезапно – она потеряла сознание. Он срочно доставил ее в роддом, и и там вовремя успели принять неотложные меры, благодаря чему жену удалось спасти.

Были и драматичные истории. Однажды Валентина пришла с работы домой с новорожденным ребенком на руках. Муж встретил ее изумленно-вопросительным взглядом.

– Не волнуйся, это не мой ребенок! – успокоила она. – Понимаешь, одна молоденькая особа родила в больнице ребенка, а сама сбежала. Ну, я и забрала малыша.

– И что ты собираешься с ним делать?

– Попробую разыскать родителей новоиспеченной мамаши, пусть они приезжают и сами решают.

Так и сделала. И все дни, пока ждала родителей, ухаживала за младенцем.

«Нечаянно» забеременевшие молоденькие женщины доставляли акушерке немало хлопот. Валентине Николаевне в таких случаях приходилось становиться психотерапевтом: она утешала, находила нужные слова, чтобы успокоить девушку.

Кроме работы в поликлинике, акушерка была обязана принимать активное участие в патронаже беременных – регулярно посещать их на дому, измерять температуру и артериальное давление, контролировать самочувствие. В случае появления каких-либо тревожных симптомов немедленно принимать меры для отправки женщины в роддом. Ни в коем случае нельзя было допускать, чтобы женщины рожали в домашних условиях.

Раз в пять лет акушерка Валентина Теребрина, как и все врачи, проходила курсы повышения квалификации и получала сертификат, дававший право продолжать профессиональную деятельность. Со временем программа обучения становилась все сложнее, а годы напряженной трудовой деятельности давали о себе знать все более ощутимо. Дело дошло до инвалидности. Муж Иван Григорьевич после продолжительной тяжелой болезни покинул этот мир, сыновья Сергей и Александр давно создали свои семьи. И однажды, по истечении срока действия очередного профессионального сертификата, Валентина Николаевна приняла решение оставить работу.

Иногда Валентина Теребрина оглядывается на прожитые годы, на то, что успела сделать для караваевцев, и неизменно приходит к выводу, что она счастливая женщина. И если бы чудесным образом судьба предоставила возможность все начать с самого начала, без колебаний опять выбрала бы эту, самую благородную, профессию и все связанные с нею земные проблемы и радости.

Геннадий ИВАНОВ