Татьяна Батухина, мастер народно-художественных промыслов Костромской области, многократный победитель различных, в том числе международных, конкурсов, руководитель студии лоскутного шитья «Домашняя мастерская». Искусство, которым она занимается, уникально. Нельзя передать словами невероятное тепло и уют, которые несут в себе работы таких мастериц, ведь буквально к каждому лоскутку материи, каждой ниточке прикоснулись не только их руки, но и душа. Десятки лет Татьяна Александровна занимается любимым делом и передает опыт и мастерство следующим поколениям рукодельниц.

Треугольничек – бабушкин халат, квадратик – мамино платье

– Вы костромичка?

– Мои родители из Костромского района, жили в соседних деревнях, учились в одном классе. Однажды тетя позвала родителей на заработки, и они уехали из Костромы в Краснодон на Луганщине. Отец устроился работать на шахту. Кстати, мама тоже пару лет работала в забое, возила вагонетки. Даже сохранилась фотография, где она вместе с шахтерами стоит в каске. Семья жила в шахтерском поселке, там я родилась. Обратно в Кострому вернулись, когда мне было восемь лет. Всю жизнь мечтаю туда съездить.

– Когда вы впервые столкнулись с лоскутным шитьем?

– У нас всегда были лоскутные одеяла. Когда жили в Краснодоне, бабушка шила одеяла простые из квадратиков, треугольничков. Их собирали в цельное полотно и покрывали старое ватное одеяло, это был такой способ его ремонта. Мы с сестрой, помню, рассматривали его: вот треугольничек – это бабушкин халат, вот мамино платье, твоя юбка, мое платьишко. У меня настолько это врезалось в память, что я до сих пор те лоскутки помню.

– Бабушка вас с сестрой привлекала?

– Я еще маленькая была, а сестра до сих пор шить не умеет, разве какие-то элементарные вещи: простынь подшить, рубашку мужу зашить. Но у нее другой талант, она изумительно готовит.

– Татьяна Александровна, когда вы впервые попробовали шить?

– Наверное, с первого класса, когда приехали в Кострому, я села за ножную швейную машинку. Шила одежду куклам, перешивала на себя одежду старшей сестры. Кроме того, мама работала в колхозе, попала под косилку, у нее сильно пострадала нога, поэтому иногда нам привозили работу домой: картофельные мешки после уборочной. Мы их стирали на речке, потом зашивали. Вот я на этих заплатках и набила руку. Кстати, в те времена у нас дома во время уборочной жили студенты. Человек десять-двенадцать, кто где, на соломенных матрасах. Вместе с ними в клуб за пять километров ходила.

Шитье, танцы и преподавание

– В детстве кем мечтали стать?

– Как, наверное, и многие дети, – учителем начальных классов. Еще очень хотела танцевать, занималась танцами. В школу пять километров туда-обратно сходишь, потом еще столько же на занятия танцами. Хотела поступить в культпросветучилище, но мама меня отговорила: «До 30 лет потанцуешь, а дальше что?» И все же, когда я уже училась в архитектурно-строительном техникуме, окончила школу бальных танцев в «Красном ткаче». Какое-то время танцевала в «Спектре-70». Потом и внучка десять лет танцевала, занимала на различных конкурсах первые, вторые места. Мы ездили в Москву, Ярославль, Иваново. Все это время я шила. Тринадцать лет работала костюмером и шила костюмы для бальных танцев. И все эти три направления – шитье, танцы, преподавание – у меня сплелись воедино.

– Как сложилась ваша жизнь после окончания техникума?

– По распределению поехала в Саранск, там и вышла замуж. Я отработала год, и к нам приехали на практику ребята из Костромы, из нашего политеха. Троих я знала, они в стройотряде были, а четвертого нет. Как выяснилось, он меня приметил еще в техникуме, а познакомились в Саранске. Стали встречаться и вскоре поженились. Через три года вернулись в Кострому, тянуло домой. Здесь устроиться по специальности, к сожалению, не получилось.

– Давайте поговорим о вашем увлечении – лоскутном шитье.

– После рождения дочери я устроилась на электромеханический завод, работала там десять лет слесарем-сборщиком радиоаппаратуры, собирали первые компьютеры «Агат». Периодически занималась рукоделием и окончила курсы по шитью. В начале девяностых с работой стало сложно. Одна знакомая шила детские комбинезоны и сдавала их магазин. Она дала мне выкройки, я ей нашила, все получилось. Потом увидела в Давыдовском объявление на столбе «Требуется руководитель швейного кружка». Думаю, дай-ка я узнаю. Позвонила, встретилась с Вячеславом Вячеславовичем Заиграевым, он меня взял. Это был детско-юношеский центр. Стали работать со старшеклассниками по программе двухгодичных курсов по шитью. А начинали с пошива мужских трусов и женских ночных сорочек. Машинок не было, кабинет маленький. Нам сказали, что планируется открытие выставки и нужно что-то представить. А у нас только сорочки с оборочками, с кружевами. Мы их развесили на стене в Доме природы. Потом долго вспоминали, смеялись. Но их даже просили купить. В кружке мы занимались шитьем, в том числе лоскутным, макраме, вышивали крестиком, вязали крючком, выжигали по ткани.

Выжигание по ткани и аппликация на пенопласте

– Трудно научить ребенка шить?

– Если у него есть желание, то нет, не трудно.

– Выжигание по ткани – что это значит?

– Это тот же аппарат, что и для выжигания по дереву, только нужны специальные иглы. Они накаливаются, и по рисунку выжигается узор, листочки, лепесточки. Ткань (нейлон, капрон) плавится и получается украшение.

– Но это уже не лоскутное шитье?

– Нет, это другой вид рукоделия.

– Я вижу, что почти все изделия из лоскутков сшиты по-разному.

– В лоскутном шитье великое множество различных техник, я больше 20 лет занимаюсь этим и до сих пор не все техники изучила. Когда видишь, какие существуют виды и вариации, появляется желание делать все.

– Татьяна Александровна, расскажите хотя бы о некоторых из них, что это за техники?

– Есть, например, шитье по бумаге: на кальку пришиваются в определенной последовательности кусочки ткани, затем эта калька снимается. Многим нравится шить по кальке, потому что все уголочки состыковываются. Есть шитье с помощью лапки, чтобы припуск был одинаковый. Техника «витраж» очень похожа на стеклянные витражи, еще одна техника – шитье из треугольников и квадратов. «Калейдоскоп» – создаются блоки из 6-8 элементов и получается узор как в детском калейдоскопе. Есть ручная и машинная аппликация, японская техника, техника «синель»…

– Наверняка часто участвуете в конкурсах?

– Я и мои ученики много ездили на международные фестивали по лоскутному шитью в Москву, Санкт-Петербург, Суздаль, Иваново, принимали участие в конкурсах и неоднократно занимали призовые места. Первое участие состоялось в 1997 году, я привезла в Иваново детские работы на пенопласте – инкрустация по ткани. На пенопласт наносится рисунок, делаются прорези и в них заправляются лоскутки ткани. Одна из них – «Рождественская ночь». После этого мне позвонили из Москвы: «Можно ли вашу работу разместить на обложке нашего журнала?». Конечно, можно. С этого момента началось сотрудничество с редакцией журнала «Чудесные мгновения» и продолжается много лет. Спустя время уже на квилт-фестивалях (фестиваль лоскутного шитья. – Прим.ред.) в Москве дважды занимала первое место. Наша студия принимала участие в проектах мини-квилтов в Ярославле, Тюмени, Сан-Франциско, Эрфурте в Германии, Минске, Мурманске, Москве. В этом году я решила организовать первый такой проект «Государыня Кострома» в нашем городе. Удалось собрать 38 работ из разных уголков России и Белоруссии. Сейчас выставка проекта представлена на Молочной горе.

Четыре года на одну работу

– Знаете, я думаю, техника с пенопластом, наверное, заинтересовала бы многих людей. Насколько понимаю, она не требует умения шить и доступна каждому.

– Здесь, действительно, не нужна машинка. У меня даже мальчишки занимались. Мы много картин сделали. Дети участвовали в выставках, но, к сожалению, не было номинаций, это не лоскутное шитье в чистом виде, не вышивка. Мы одни, нам не с кем было соревноваться.

– А кто-то еще в Костроме занимается лоскутным шитьем?

– Да, Алевтина Шевалдина. Она работает преимущественно в технике «лепачиха», на выставке или на фото ее работы замечаешь сразу, выдает авторский стиль. Ирина Шергина активно участвует в фестивалях и конкурсах. Светлана Смоленко, Лариса Вангародская и другие. Мастериц много.

– Лоскутное шитье – самое настоящее народное творчество.

– Я вам больше скажу, разные страны спорят, где оно впервые появилось. В Америке очень развито лоскутное шитье. Знаменитое и известное, пожалуй, на весь мир покрывало «Дорогая Джейн» сшила американка Джейн во время Гражданской войны. Оно состоит из 225 блоков и 5602 лоскутков. Однажды мне предложили принять участие в проекте совместного пошива, его участники должны были сшить такое же или очень похожее покрывало, другими словами, повторить уникальное достижение Джейн. Все работы планировали выставить на фестивале в Санкт-Петербурге. У меня ушло на эту работу четыре года. Изначально вызвались участвовать в проекте более трехсот человек, сделали только пятьдесят. «Я уже такой подвиг не совершу», – говорили все, кто сшил «Дорогую Джейн» (смеется).

Алексей ВОИНОВ