31 октября в России отметили День работников СИЗО и тюрем. Их работа сложна, а порой еще и опасна. Корреспондент «СП» побеседовал с Ольгой Линьковой, младшим инспектором 1-й категории дежурной службы СИЗО-1, о том, как ее работу воспринимают родственники и друзья. Кроме того, Ольга раскрыла секрет, какое каменное здание в нашем городе является самым древним.

«С самого детства я хотела быть похожей на папу»

– Расскажите о себе. Вы коренная костромичка?

– Родилась я в поселке Прибрежный. Отец служил в ИК-3, так что в каком-то смысле работа в исправительных учреждениях — это наше семейное дело. Я хорошо помню, что с самого детства хотела быть похожей на папу. С шести лет мы с мамой ругались из-за того, что я мечтала пойти по его стопам — она очень не хотела, чтобы я работала в таком месте. Позже мы с ней переехали в Нейский район, там я окончила школу, накопила денег и образование получала уже в Костроме.

– Давно вы в системе УФСИН?

– Первый контракт я заключила еще в далеком 2002 году. С первых дней и по настоящее время, уже на протяжении 20 лет, я прохожу службу в отделе режима следственного изолятора.

– В чем конкретно заключается ваша служба?

– Если говорить конкретнее, то в мои обязанности входит контроль выполнения подозреваемыми, обвиняемыми и подследственными установленного порядка содержания под стражей, правил внутреннего распорядка.

Иногда приходится нести службу на посту видеонаблюдения. Представьте, что вы заходите в небольшое помещение, а там вся стена увешана экранами. Так вот, из этой комнаты я слежу за порядком в СИЗО. Сейчас правила таковы, что видео на центральный пост должно поступать из каждой камеры с заключенными. Это делается с целью их личной безопасности. Поэтому в случае чего мы должны среагировать максимально оперативно.

– Сложная работа?

-Да, это очень тяжелая и ответственная работа, которая сопряжена с большими эмоциональными и психическими нагрузками и требует от сотрудника терпения, стойкости духа.

Смена длится двенадцать часов, порой она выпадает и на ночь. На ее протяжении нужно быть максимально сконцентрированным и готовым ко всему.

Поддержка коллектива была огромная

– Представим ситуацию: в одной из камер происходит форс-мажор – драка, например. Какими должны быть ваши действия?

– Если заключенные начинают драку в камере, я имею право объявить тревогу для сотрудников резервной группы.

– Нажимаете большую красную кнопку? Дергайте за рычаг?

– Нет, я просто сообщаю по рации, что произошло и в какой камере. Дальше сотрудники СИЗО действуют согласно отработанному алгоритму.

– Женщина в стенах СИЗО — работа нетипичная. С какими сложностями сталкиваетесь, в чем специфика?

– На самом деле в нашей работе важен не столько пол, сколько наличие определенного внутреннего стержня, твердости духа. Не каждому мужчине под силу выдержать все тяготы службы, с которыми приходится сталкиваться.

– А у вас получается?

– Да, потому что я заранее, с самого детства, готовилась к этому. У меня перед глазами был пример отца. Справедливости ради стоит сказать, что в самом начале пути мне было очень сложно. Помню, из-за того, что родные не одобрили мой выбор профессии, хотелось даже все бросить и уволиться. Но помогли коллеги. Например, в свое время мне оказал большую моральную поддержку бывший начальник СИЗО Юрий Коновал. Поддержка коллектива была огромная и, что самое главное, своевременная. Причем исходила она от всех: начиная с руководства учреждения и заканчивая старшими наставниками и коллегами по службе.

Самое старое здание Костромы

– Вы работаете в СИЗО №1 города Костромы. Правда ли, что это самое старое каменное здание в Костроме?

– Насколько мне известно, да. Оно построено в 1748 году. Тогда еще место, где стоит тюремный замок (так раньше называли это здание. — Прим. автора), было расположено довольно далеко от центра. Можно представить стоящую на краю города тюрьму, а дальше, насколько хватает глаз — сплошные непролазные леса и болота. Этому воистину историческому зданию удалось простоять без малого три столетия! И сохранить функциональность. Кострома, по большей части, бывшая тогда деревянной, часто горела. Несколько раз бывало такое, что город выгорал полностью, а каменная крепость стоит на своем месте и по сей день.

– Когда работаете там, замечаете какие-то детали, указывающие на древность этой постройки?

– Если честно, их практически не осталось. Хотя внутри здания сохранилась старая кованая чугунная лестница, а раньше была настоящая печь для обогрева камер. И все. У нас сейчас внутри во всех помещениях сделан современный ремонт. Я уверена, что если человек, незнакомый с историей этого здания, придет к нам, он вряд ли сможет понять, насколько оно древнее.

– Здание, наверное, уже не раз реставрировали?

– Не могу сказать. Лично я знаю об одной реставрации, которую застала. Она проходила в начале нулевых годов. Тогда отремонтировали оба корпуса здания. Кстати, с этой реставрацией связана очень необычная история: во втором корпусе при разборке одной из стен были найдены документы. Они относились к первой половине XIX века.

– Ого. И что же содержится в этих документах?

– В основном это делопроизводственная документация. Куда-то этапируют заключенного, отчитываются о прибытии. Есть списки вещей, оставшихся в казенной квартире. Еще там нашли записи о покупке керосина — вероятно, для освещения тюремных помещений. Часть этих документах находится в костромских музеях, часть есть у нас.

– Зачем кому-то понадобилось замуровывать документы в стену?

– Сложно сказать, здесь есть разные версии. Мне кажется, что сделано это было во время одной из революций начала XX века, чтобы сохранить их для потомков.

Кованная лестница – сегодня единственное свидетельство древности здания

– Ольга, давайте все-таки поговорим о Дне работников СИЗО и тюрем. Расскажите о том, как его отмечает ваш коллектив?

– Нужно сказать, что этот праздник в первую очередь событие официальное. Поэтому каждый год мы проводим торжественное собрание — на построении нас поздравляет руководство, вручают благодарственные письма, награды. Кроме того, приглашают ветеранов, вышедших уже на пенсию, — они рассказывают молодым сотрудникам о своей службе. Как принято говорить: у нас бывших сотрудников не бывает. Они с высоты своего опыта учат молодежь премудростям такой нелегкой службы.

– Чуть ранее вы упомянули, что родственники не одобрили ваш выбор профессии. Они не изменили свое мнение, поздравляют вас с профессиональным праздником?

– После того как я показала свое твердое намерение служить здесь, они постепенно приняли мой выбор. Сейчас каждый год 31 октября они мне звонят и поздравляют с профессиональным праздником.

– Что бы вы сами хотели пожелать своим коллегам?

– В нашей службе самое главное — это поддержка коллектива, без нее никуда. Я хочу поздравить ветеранов, своих коллег, а также членов их семей, потому что это также огромная сила, которая помогает нам выполнять свою работу так, как должны, с профессиональным праздником – Днем СИЗО и тюрем. Желаю в первую очередь здоровья, терпения, профессионализма, чтобы у нас было поменьше неприятностей, а было больше мгновений, которые радовали нас, побольше приятных событий в нашей работе, ну и, конечно же, благополучия семейного и материального. Всех поздравляю с праздником!

Дмитрий СЕРГЕЕВ