Студентка КГУ Анастасия Меленцова – автор образовательного проекта «Грамотная Кострома». В 2020 году он вошел в число победителей муниципального конкурса общественных инициатив в сфере реализации молодежной политики. Как «подтянуть» грамотность костромичей, чтобы это было интересно и увлекательно, девушка рассказала корреспонденту «СП».
Учитель – подходящая для меня профессия
– Вы с самого детства решили стать учителем?
– Если честно, в детстве у меня такого желания не было. Я занималась и гуманитарными направлениями, и техническими. Очень любила химию и хотела поступать в медицинский. Но так случилось, что поступить туда не смогла по состоянию здоровья и поэтому стала думать, какие есть еще направления и варианты. Потом поняла, что русский язык и литература — это те предметы, которые мне тоже нравятся. К тому же я очень любила работу с детьми, была вожатой. Решила, что учитель русского языка и литературы – действительно подходящая для меня профессия. Сейчас я уже практикующий учитель и понимаю, что со своим выбором точно не ошиблась.
– Кто повлиял на выбор будущей профессии?
– Родители. Они всегда очень сильно поддерживали меня. В моменты сомнений и переживаний направляли и говорили, что всегда нужно слушать только свое сердце. А оно мне подсказало выбрать именно эту профессию.
Через тернии к звездам
– Как появилась идея проекта «Грамотная Кострома»?
– Идея появилась очень давно. Мы с моей одногруппницей Наташей учились еще на первом курсе. Тогда у нас был предмет «Основы проектной деятельности». В его рамках необходимо разработать какой-то проект, который в дальнейшем мы бы смогли реализовать. Как раз Наташа рассказала мне, что где-то давно она слышала об интересной акции в Ярославле – по городу развешивались плакаты с правилами русского языка. И мы подумали, что идею можно немного интерпретировать и модернизировать, направить на наш город. Так и появился проект «Грамотная Кострома». Начинали мы с плакатов, затем выиграли грант на создание образовательных видеороликов. И вот до сих пор, уже на протяжении четырех лет, работаем над этим проектом, развиваем его.
– Кто в вашей команде? Как распределяете обязанности?
– Изначально в нашей команде было всего два человека. А уже потом она постепенно росла. Сейчас проектом занимаются двенадцать человек, включая нашего куратора, который появился около года назад. Она нас поддерживает и помогает реализовывать все наши задумки. Распределять обязанности с самого начала было просто, потому что ребята приходили по принципу: «Я умею и могу делать вот это, я готов отвечать за направление». Например, у нас есть оператор и монтажер, люди, которые пишут сценарии. Стоит отметить, что мы никогда не распределяем обязанности как хочется мне или куратору, а все делаем по обоюдному согласию.
– С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
– Трудности есть всегда. Есть интересная фраза, сопровождающая меня по жизни: «Через тернии к звездам». Поэтому я считаю, что трудности надо называть испытаниями, которые нам приходится пройти, чтобы добиться своих целей.
– Как вы развиваете проект?
– Каждый день, я не преувеличиваю. Мы действительно каждый день думаем о каких-то идеях и сразу же их записываем, а затем предлагаем команде поучаствовать в обсуждении. В свою очередь она может поддержать их, или опровергнуть, или вообще модернизировать. Обычно мы являемся генераторами идей, а потом уже команда подхватывает. Развивали проект через разные социальные сети. Ну и конечно же «сарафанное радио». Кто-то увидел, кто-то услышал и затем порекомендовал своим друзьям посмотреть наши видеоролики, которые несут интересную образовательную информацию. Уже позже на нас стали выходить разные СМИ, студенческие объединения и молодежные организации, такие как: МЦ «Кострома», комплекс «Пале» и пресс-служба КГУ. А вообще мы развиваемся еще и самостоятельно, ведь о нас узнают благодаря нашим качественным продуктам.
В основе популярности лежит качество
– Сейчас «Грамотная Кострома» реализуется в соцсетях. почему именно такая площадка?
– Площадку мы выбрали не случайно, так как изначально планировали работать не только в офлайн формате, но и онлайн. Именно поэтому видеоролики развлекательного формата длиной не более пяти минут хорошо вписываются. На создание уходит около двух недель: от съемки и до окончательного результата. Ребята реагируют позитивно, пишут комментарии, отвечают лично. Хочу отметить, что с каждым месяцем видео все больше набирают просмотров и не теряют своей актуальности. Многие отзываются и передают слова благодарности за такие уроки.
– Как думаете, почему бесплатные уроки грамотности вызвали такой общественный резонанс?
– Я связываю это с качеством продукта, который мы создаем. В основе популярности лежит именно это. Хоть мы выпускаем уроки достаточно редко, раз в две недели, они получаются качественными из-за продуманных сценария и съемки, а также хорошей аппаратуры и монтажа. Хотя особой популярности я не почувствовала, потому что мы шли постепенно. Начинали от трех подписчиков группы, сейчас их уже около 300! И все это было не быстро и стихийно, а поэтапно. Как говорится, медленно, но верно идем к своей глобальной цели, повышая уровень грамотности жителей города Костромы.
– Как вы определяли, какие темы нужно затронуть?
– Темы определить довольно легко. Так как мы учителя русского и литературы, у нас есть методичка и план, которым мы следуем. В основном, идем в том темпе, в каком обучаются дети в школе, начиная с пятого класса. Иногда делаем серию роликов, чтобы полнее раскрыть тему, а иногда снимаем то, о чем нас просят.
– Как вам удалось выиграть грант всероссийского конкурса?
– Для нас это было очень неожиданно. Хотя мы уже становились победителями разных конкурсов. Например, был конкурс общественных инициатив в сфере реализации молодежной политики. Мы выиграли и получили 30 тысяч рублей, купили свой первый микрофон, чтобы снимать образовательные видео. Нашей важной победой стал самый крупный конкурс грантов от Росмолодежи. Туда мы писали заявку первый раз и довольно долго. Сидели несколько ночей подряд и продумывали все до мелочей. Очень много людей помогало нам и поддерживало. Но самый главный залог победы в этом конкурсе – огромное желание.
«Фестиваль грамотности» набирает обороты
– Как бы вы оценили уровень грамотности в современном обществе? Чтение книг влияет на грамотность?
– На самом деле очень тяжелый вопрос, потому что для этого нужно делать опросы и проводить исследования. Если же ориентироваться по своим знакомым, то у них хороший уровень грамотности. Мне тяжело сделать вывод, но, если наши ролики пользуются популярностью, можно говорить, что люди хотели бы повысить свой уровень знания русского языка. Безусловно, чтение книг влияет на грамотность, потому что она не появляется из ниоткуда. С каждым годом она становится все лучше и лучше благодаря различным средствам. К слову о книгах, я рекомендую читать классическую литературу, потому что в первую очередь это школьная программа. А в остальном сработает визуальная память, которая поможет запомнить правильное написание.
– Куда дальше планируете двигаться?
– Сейчас мы вышли на новый уровень – межрегиональный. Останавливаться на достигнутом не планируем и продолжим дальше писать проекты. Сейчас уже есть заготовки. Еще один проект будем реализовывать уже в сентябре.
– В этом году благодаря гранту в нашем городе прошел «Фестиваль грамотности». Как вы смогли все это организовать?
– На самом деле организация – длинный и трудный процесс. Занялись мы этим еще три месяца назад, как только узнали о победе в конкурсе. Начали с самого трудного – написания сценариев, выбора места для мероприятия, расселения студентов, питания. На самом деле за трехдневным фестивалем стоит столько нюансов! Конечно, что-то мы не учли, но за многое можем себя похвалить. В любом случае это опыт, который поможет нам реализовать наши дальнейшие проекты. В фестивале приняли участие 100 человек. 50 студентов из КГУ, 25 из Ярославского технического университета и 25 из Ивановского государственного университета.
– Кто придумал мерч вашего проекта?
– Логотип рисовала я лично, потому что обожаю минимализм. Все остальное мы согласовывали с участниками команды.
– Что включают в себя три дня фестиваля? Чему в конечном итоге смогли научиться ребята?
– Три дня фестиваля включают в себя и обучающий процесс, и процесс создания продукта. Если конкретно, то в первый день ребята проходили четыре мастер-класса, а именно психологию, актерское мастерство, русский язык и культуру речи, операторскую работу и монтаж. Все эти четыре навыка, которым мы их обучили, они смогли применить в создании своих видеороликов на заданные темы. В конечном итоге научились взаимодействовать с другими людьми, усвоили основы актерского мастерства и поняли, как правильно держаться перед камерой, монтировать и создавать свои продукты.
Майя КОРНИЛОВА
Фото из архива собеседницы