В преддверии Дня волонтера наша редакции решила не писать о супердобровольцах, которые победили во всевозможных конкурсах. Нам стало интересно, откуда же берутся эти «крутые» волонтеры, кто их и как «выращивает». Юлия Фираго, педагог гимназии №33, рассказала «СП» о деятельности школьного отряда «Дружба 5/1». Как вовлечь детей в общественную деятельность, зачем это нужно и есть ли реальная польза? Без громких слов о добром – в нашем интервью.

Дистант всему начало

– Юлия, «Дружба 5/1» – это как?

– Наш волонтерский отряд называется «Дружба 5/1», собственно, потому, что ребята, вышедшие из начальной школы, взяли шефство над малышами. А идея пришла достаточно легко. Всем известно, как закончился прошлый учебный год – дистанционно. И ребята, нынешние пятиклассники, буквально не успели традиционно выйти из статуса «младших школьников». Так или иначе дети, покидая начальное звено, долго приходят к первому учителю, беседуют…. И мы летом подумали: почему бы это не обернуть на пользу первоклассникам? Пусть пятиклассники не просто приходят, а помогают ребятам.

– В чем эта помощь выражается?

– По нашему проекту, который мы летом разработали, с сентября пошли мастер-классы, мероприятия на самые разные темы. Это касается и правил дорожного движения, и поведения, и здорового образа жизни. Сейчас это все перешло в дистанционный формат, но тоже интересно. Поскольку у ребят нет кружков и секций, то их свободное время нужно заполнить чем-то полезным. Вот наши юные волонтеры и организуют, скажем, их досуг.

– А каким образом?

– Пятиклассники снимают тематические видеоролики. Я, конечно, помогаю, но чаще даю просто тему. А они в школе уже разрабатывают сценарий и в форме сценки-миниатюры объясняют малышам простые правила. Например, правила дорожного движения, езды на велосипеде. Конечно, в планах у нас было не просто рассказать, как переходить дорогу. Мои пятиклассники некоторых детей забирают от дома и провожают до школы и обратно. А недавно они сняли ролик: мальчик забегает в раздевалку, скидывает куртки – устраивает бардак. Суть этого ролика – показать детям, как нельзя делать.

Кстати, они с интересом смотрят эти ролики. Школьники сейчас технически значительно подкованнее. Если раньше можно было обращаться к ним за помощью класса с девятого, то сейчас уже и в пятом они хорошо разбираются в компьютерах и программах.

– Да, в период эпидограничений детям не так скучно…

– Это не просто не скучно. Вот недавно снимали мастер-класс с поделкой, отправили. Мамы вместе с детьми их сделали. Даже родители подключаются. Кроме того, где-то оказывается помощь и с домашним заданием. Они своих старших друзей из пятого класса уже легко узнают с экрана.

Придумали – победили

– Вы сказали, что отряд появился в рамках проекта, какого проекта?

– Наша гимназия давно в составе Российского движения школьников. Мы постоянно участвуем в разных конкурсах и мероприятиях. И тут попался грантовый конкурс «Добро не уходит на каникулы». Мы написали проект, там было несколько номинаций, но нас заинтересовала идея организации в гимназии шефства путем создания вот такого волонтерского отряда. Подали заявку в номинацию «Сохраняем традиции», прошли два этапа. На первом было около 5000 участников, мы прошли в финал, где осталось только 200 проектов. И нам повезло  взяли грант.

– А какой грант и на что потратите, если не секрет?

– Никакого секрета. Грант 100 тысяч рублей. Мы его потратим на форму, чтобы были свои отличительные атрибуты. Уже закупили ткань. Купим цветной принтер. У нас в гимназии они, конечно, есть, но именно цветных немного. Также приобретем театральные костюмы для общих мероприятий, чтобы больше не брать в аренду, купим современные стенды для размещения информации о деятельности волонтерских отрядов школы и РДШ.

– Можно считать школьное волонтерство подготовкой к «большому» волонтерству?

– Да, у нас в гимназии активно и разнообразно развивается добровольчество. Но теперь есть еще и вот такой отряд «Дружба 5/1». Вообще через такие школьные объединения ребята и становятся, скажем, «большими» волонтерами. Они у нас потом приходят в Молодежный парламент, участвуют во всероссийских форумах, становятся и сами организаторами очень крупных мероприятий.

Реальная польза

– Вы уже давно в сфере образования. Отличаются чем-то ребята-добровольцы от своих сверстников, которые посвящают время лишь учебе?

– Безусловно. Дети после работы в волонтерских объединениях и школьном самоуправлении в вузах почти все старосты групп. У них нет проблем с самоопределением. Им легко показать себя. И гораздо лучше раскрываются таланты ребенка, если начать включать его в общественную деятельность еще с начальной школы. Иногда я думаю, что в 5-м классе уже поздно. Некоторые в подростковом возрасте начинают стесняться, да много что появляется…..

– А если добавить нотку практицизма, помогает еще как-нибудь школьная волонтерская работа?

– Кроме морального стимула, конечно, есть и другие. Некоторые ребята становятся победителями конкурсов, получают премии, путевки в тот же «Артек». И, наверно, все слышали о волонтерских книжках. Так вот – это очень важно иметь не формальную, а настоящую книжку с кучей записей. Вот, например, в этом году девочка поступала в ДВФУ – дальневосточный федеральный университет, город Владивосток. Было собеседование, она представляла свой волонтерский опыт. Они увидели, что в книжке нет совсем пустого места и ребенок на словах легко подтверждает проделанный путь. Это были ее дополнительные баллы, она поступила. А другая выпускница поступала в Германию. И там одно из условий – наличие волонтерской книжки и реального опыта. То есть для них значит, что такой человек открыт для общества, не замкнут только в себе.

– А вам, как педагогу, не кажется, что подобная детальность отвлекает от основного – от школы?

– Не отвлекает. К подростковому возрасту ребенок начинает сам осознавать, что ему больше интересно. И становится важна самореализация, то есть проба себя в новых ролях. А волонтерские организации очень для этого подходят.

– То есть такие дети потом более успешные?

– Это не обсуждается. Все дает опыт. А опыт общественной и организаторской деятельности, коммуникации с разными людьми – вдвойне ценнее. Еще много от родителей зависит. Если поддерживают и помогают, то ребенок светится и все успевает.

– И все-таки современное волонтерство для вас, какое оно?

– Скажу так, что волонтерство в России было всегда. Только раньше мы называли все это по-другому. Для меня добровольчество – это деятельность на благо другого. Просто потому что ты делаешь то, что тебе нравится, и то, что ты можешь делать на пользу людям. По своим способностям помогаешь.

Светлана ПАНКРАТОВА