В минувшее воскресенье в нашей стране отметили День эколога – профессиональный праздник всех российских защитников природы, специалистов по охране окружающей среды, общественных деятелей и экологов-активистов. Своим этот день могут назвать и ребята из Межевского школьного лесничества «Зеленый бор», которое работает в Межевской средней школе им. Крутикова. Они ведут и научную, и практическую работу по защите природы родного края. О том, почему важен этот труд, мы поговорили с руководителем «Зеленого бора» Светланой Смирновой.
Училась вместе с ребятами
– Светлана Николаевна, как давно вы занимаетесь работой в школьном лесничестве?
– Именно Межевское школьное лесничество «Зеленый бор» я возглавляю уже около восьми лет. Оно существовало и прежде, а мне просто предложили эту работу и я не отказалась. По основной специальности я учитель начальных классов. Руководство школьным лесничеством, скажем так, общественная нагрузка.
– Многое пришлось открыть для себя?
– Признаюсь честно, какие-то специфические вещи узнавала буквально с нуля. Понятно, что базовые знания были. Но нужно выучить такие дисциплины как лесоведение, лесоохрана, пожарная охрана и так далее. Все это сама сначала узнала, а после рассказывала детям. Думаю, что получилось. Ведь мои ребята принимали участие в олимпиадах, областных и всероссийских конкурсах.
– Сколько всего ребят сейчас занимаются в школьном лесничестве?
– Человек двенадцать разного возраста – с пятого по одиннадцатый класс. Младшеклассников мы привлекаем к нашим мероприятиям. К примеру, было сразу несколько конкурсов рисунков: «Встречаем птичьи стаи», «Лес боится огня», «Нет мусору» – в них принимала участие вся начальная школа.
– Как привлекаете новых участников в «Зеленый бор»?
– Учеников у нас не очень много, но есть заинтересованные ребята. Да и сейчас и в области, и в стране большое число конкурсов, которые направлены на просветительскую деятельность. И принять в них участие может практически каждый: ребята делают рисунки, доклады, проекты. Ну, и конечно, мы обязательно занимаемся озеленением села. Взять этот год: трудились около школы, детского сада, на территории Георгиевского. Например, участники школьного лесничества посадили «Аллею счастья». И мы обязательно выбираемся в делянки, сажаем ели, знакомимся с профессией. Работники лесхоза показывают участникам нашего лесничества инструменты, дети исследуют возраст деревьев, их возможные болезни.
Школа и семья должны работать вместе
– Местные предприятия вам помогают?
– Тесные связи у нас с Межевским лесничеством. Они обучают наших детей, организуют поездки, показывают пожарную и другую технику. И, конечно, помогают с посадочным материалом. К примеру, в этом году была важная акция «Аллея памяти» и они нам помогли с саженцами.
– Регион у нас лесной, а значит, и воспитание в ребятах любви к природе – важная задача. Как вы думаете, практика школьных лесничеств должна дальше распространяться?
– Я считаю, что да, такие школьные лесничества необходимы. Еще в детстве нужно прививать любовь к природе. Если в школе не объяснить, почему важно заботиться о лесе, как важна для нас экология, почему важно просто не мусорить в лесу, кто это будет объяснять людям во взрослом возрасте?!
– Но почему бы это не делать в семье?
– Наверное, это не совсем правильно. Вопросы экологии и заботы об окружающем мире действительно должны подниматься в семье, но в школе делается акцент. Мы должны дополнять друг друга: семья и школа.
– Ваши выпускники продолжают обучение профессии, поступают в профильные учебные заведения?
– Действительно, уже есть такие примеры. Одна из девочек поступила в лесомеханический колледж, решила работать в этом направлении. На всем протяжении учебы в колледже она проходила практику на наших предприятиях. Если честно, не могу сказать, где конкретно наша выпускница сейчас трудится. Но кадры, конечно, районным предприятиям нужны.
Природа не виновата в том, что вам было вкусно
– Как часто ваши ученики работают непосредственно в лесу? Ведь только там можно получить необходимую практику.
– Выехать в лес, если честно, не так легко. Начнем с того: чтобы выехать в лес, нужно поездку организовать. И нюансов много. Например, ребята, с которыми мы ездим на лесопосадки, обязательно прививаются от клещевого энцефалита. Это важно. Но мы уже традиционно выезжаем на весенние лесопосадки, на экскурсии летом.
– За время работы в школьном лесничестве сделали какое-то открытие для себя о природе Межи?
– Если честно, для меня никаких особых секретов не было – мы живем здесь, свой лес любим и знаем. Думаю, любой житель села или деревни так скажет. Просто я углубила свои знания, систематизировала, сделала подход более научным.
– Есть ли у вас и у ваших воспитанников любимые места в округе? Может быть, как раз те аллеи, которые они высадили?
– Мы гордимся с ребятами, что члены нашего лесничества «Зеленый бор» восстановили два родника в нашем районе: «Дичок» и «Межачок». Один из них был в крайне запущенном состоянии. Мы отправились туда вместе с сотрудниками лесхоза. Построили вокруг родника домик, обновили каптаж. Через два года отправились на другой родник и работали уже там. И знаете, что важно? Родники очень популярны у местного населения. Туда всегда ходят люди за чистой водой. Эти наши проекты увидел народ, оценил, и это приятно.
– Насколько я знаю, ваши ребята разрабатывали даже экологические маршруты для туризма…
– Да, были разработаны экологические маршруты. Но в первую очередь это было необходимо для нас: повел учитель класс на экскурсию и уже знает, что можно детям показать, где какие деревья растут, на какую флору и фауну обратить внимание и так далее. Если кто-то еще захочет этими маршрутами воспользоваться, почему бы и нет.
– Сколько гектаров леса за время работы «Зеленого бора» посадили ваши ребята?
– Даже врать не буду, не считали. Но вы просто представьте: каждый год мы высаживаем десятки деревьев около села, ребята трудятся в лесу. И под моим руководством это они делают уже лет семь-восемь.
– В прошлом году обстановка с лесными пожарами была непростая. И чаще всего, как говорит статистика, всему виной человеческий фактор. Как, по вашему мнению, стоит бороться с этим?
– Надо быть каждому в ответе за свои действия. До сих пор сколько людям говорят: не жгите весеннюю траву, а палы продолжаются. Также и с остальным: все знают, что нельзя оставлять мусор, нельзя оставлять костер. Однако мы видим обратное. Мы своим детям наказываем: вы пойдете с родителями на шашлыки, напомните им, чтобы они убирали мусор, защищали лес от огня. Получается, дети стараются контролировать родителей (смеется). Всегда стараемся объяснять: природа не виновата в том, что вам было вкусно. Съели даже конфетку, фантик заберите и не бросайте.
Владимир АКСЕНОВ
Фото из архива Светланы Смирновой