Величайшее преступление нацизма против человечества невозможно забыть. Миллионы евреев, цыган, многих других этнических и социальных групп уничтожались в концлагерях и гетто. Сохранение памяти о Холокосте – важнейшая задача нынешнего и будущих поколений. Студент института гуманитарных наук и социальных технологий Костромского государственного университета Евгений Власов несколько лет занимается изучением этой темы. Недавно он стал победителем в одной из номинаций международного конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности».
«Любимые авторы Сергей Довлатов и Иосиф Бродский»
– Евгений, расскажите немного о себе.
– Я учусь на третьем курсе бакалавриата, по специальности «история». Занимаюсь изучением истории евреев и, в частности, темы Холокоста. Начал этим увлекаться еще до поступления в университет. Я считаю себя человеком творческим, история всегда была близка мне, стараюсь мыслить критически. А еще у меня замечательная семья.
– Какие книги читали в детстве?
– Энциклопедии. Мы с родными постоянно их покупали. Увлекался автомобильной темой.
– А как же Жюль Верн, Марк Твен, Александр Беляев, Даниэль Дефо?
– Эти книги начал читать классе в девятом. К литературе отношусь замечательно. Мои любимые авторы Сергей Довлатов и Иосиф Бродский.
– Что именно у Довлатова?
– Наверное, «Чемодан». Ведь в этом произведении – вся его жизнь, его окружение. Основная мысль, я думаю: что ты приобрел в жизни, достигнув определенного возраста? Что для тебя является важным, определяющим? Книга грустная, мне очень близки размышления автора. Еще одно любимое произведение – «Зона». В нем проявляется своеобразное, именно довлатовское чувство юмора. Я нашел эту книгу на французском и подарил ее одному очень хорошему человеку во время своей поездки в Париж.
– Вы упомянули о семье…
– Семья всегда на первом месте. Мой папа Эдуард Владимирович очень добрый человек, у него хорошее чувство юмора. А у мамы Светланы Сергеевны очень интересная история семьи.
– Изучаете историю предков?
– Да, я занимаюсь составлением и расширением своего генеалогического древа. Благодаря отечественным и зарубежным архивам удалось установить некоторое количество интереснейших фактов о моих предках. Пытаемся восстановить утерянные связи с родственниками, рассеянными по миру.
«Бабий Яр» потряс до глубины души
– Почему вы начали заниматься темой Холокоста?
– Еще до поступления в университет мне удалось побывать в Израиле. Уникальная история еврейского народа, наполненная трагическими событиями, особенности культуры евреев вдохновили меня на изучение различных аспектов еврейского мира. Однажды посмотрел фильм 2003 года «Бабий Яр», меня это настолько сильно эмоционально потрясло, что я начал заниматься изучением Холокоста.
– Помимо Бабьего Яра была еще и ужасающая трагедия в Белой Церкви, когда в августе 1941 года нацисты расстреляли детей евреев.
– В Костроме живет женщина, ее мама родилась и некоторое время жила недалеко от Белой Церкви. Она рассказывала, что во время Второй мировой войны всех евреев, живших в Белой Церкви, отправляли в Бабий Яр и закапывали живыми, тех, кто еще шевелился, – добивали. Но ее близких родственников удалось вывезти.
– Книгу Анатолия Кузнецова «Бабий Яр», по которой был снят фильм, читали?
– Пока нет, но обязательно прочту. Сейчас я пишу курсовую, анализирую советские и российские фильмы, в которых затрагивается тема Холокоста.
– Наверное, один из них – «Помни имя свое».
– Я с него начал. Фильм потрясающий. Он сыграл свою роль тем, чтобы люди задумались о том, какие ужасы несет нацизм, что такое Освенцим и что там происходило. Он задел чувства советских граждан. Тем не менее нельзя исключать тот факт, что фильм преследовал во многом политические интересы, связанные с советско-польскими отношениями в 1970-х годах. К тому же в фильме присутствуют исторические неточности, а слово «еврей» прозвучало всего два раза.
Вдохновляли на сопротивление и помогали выжить
– Вы стали победителем в одной из номинаций международного конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности». Я знаю, что ваша работа была связана с музыкой, расскажите о ней.
– Моя работа называлась «Музыкальное творчество жертв Холокоста в годы Второй мировой войны». Источниками для написания работы поделился Виктор Давидович Гарберман, преподаватель, с которым я занимался музыкой и играл в духовом оркестре еще до поступления в университет. Также мой научный руководитель, доктор философских наук Светлана Викторовна Ковалева помогла мне добиться желаемых результатов в работе. Исследование касалось творческой жизни людей, находившихся в ужасающих условиях. У них оставалось человеческое достоинство, характер. Несмотря ни на что, они старались вести культурную жизнь, поддерживали друг друга. Создавали песни, которые вдохновляли на сопротивление, помогали выжить. Песни сочиняли также в еврейских партизанских отрядах, работавших в Европе, в гетто, в концлагерях.
– Кто были эти люди?
– Известная скрипачка Альма Розе. Она создала женский оркестр в Освенциме. Альма всеми силами старалась удержать в составе оркестра даже тех, кто не был профессиональным музыкантом. Таким образом она спасала их жизни. К сожалению, Альма умерла в апреле 1944 года. Даже нацисты отдали ей дань уважения и позволили похоронить ее в концертном платье, в гробу, что было немыслимым для узников концлагеря. Также мы помним и музыканта Мартина Розенберга, который погиб в Освенциме. После войны энтузиасты создали архив песен, написанных евреями в годы Второй мировой.
Важно отметить, что Вторая мировая война – это, пожалуй, единственный случай, когда появились еврейские песни, призывавшие сражаться с врагами. Ведь в еврейской философии нападение исключено, можно только обороняться. Кстати, много песен было с юмором. Даже находясь в самых ужасных условиях, нужно радоваться жизни.
– Где их можно сегодня услышать?
– Например, на сайте https://holocaustmusic.ort.org/
– На каком языке их пели?
– В основном на идише, на иврите. Хотя есть переводы и на русский. Когда слушаю «Наше местечко горит» на идише, написанное после еврейских погромов, даже не понимая слов, я чувствую мурашки по коже.
Память и предупреждение
– Евгений, почему в качестве аккомпанемента к этим песням чаще всего используется скрипка?
– Трудно сказать, я думаю, звуки скрипки сочетают в себе красоту и грусть, в этом, наверное, и есть смысл еврейского счастья.
– Вопрос банальный, но тем не менее… Как вы считаете, почему тема Холокоста сегодня актуальна?
– Когда я занимался под руководством доктора философских наук, профессора Светланы Ковалевой одной из тем, связанной с Холокостом, мне пришлось опросить около ста студентов первого-второго курсов КГУ, знают ли они об этом явлении. Положительный ответ дали не больше двадцати человек. Память и предупреждение – вот главное. Я не терплю несправедливость. Если мы будем говорить, то сможем предупредить повторение этой катастрофы в будущем. Нельзя допускать отрицание Холокоста. Кроме того, мы должны говорить и о геноциде по отношению к другим народам, социальным группам.
Алексей ВОИНОВ