Альвина Еремина можно назвать тем человеком, на глазах которого создавалась и развивалась современная Костромская область. Почетный житель региона, обладатель множества наград, он всю жизнь посвятил родному краю. Как он сам говорит: «Я прошел путь от токаря до депутата Верховного Совета». Но где бы ни работал, какую бы должность не занимал, в центре его внимания всегда были проблемы людей.

Накануне Альвину Евстафьевичу исполнилось 90 лет. Мы встретились с ним, чтобы поговорить не только о трудовом пути, но и о личной жизни.

Пять человек ушли на войну, пять не вернулись

– Альвин Евстафьевич, ваше детство выпало на военные годы.

– Я родился в семье крестьян. Отец — председатель колхоза, мать — колхозница. До войны мы жили неплохо: дом-пятистенок, корова, поросенок, овцы… На второй год войны отца забрали на фронт и он погиб. Я оставался старшим в семье. Окончил на родине в Куникове Костромского района четыре класса. Село было огромное, но пожар уничтожил около ста домов, сгорела и школа. Поэтому дальше пытался учиться в Костроме, в школе №26. Но заболел и пришлось вернуться домой. Год я не учился. Новый председатель колхоза мне и говорит: ты парень крепкий, давай я быка тебе дам, будешь возить навоз, а если надо, продукты. Было мне 12 лет и я управлялся!

– Но обучение продолжили?

– Ребята сагитировали меня учиться в школе в Жарках. Поступил в пятый класс. А на следующий год кончилась война. Вы знаете, ощущение было смешанное. У нас из семьи пятеро ушли на фронт, пятеро не вернулись. И в тот момент радоваться не было сил. Но потом уже пришло понимание важности и торжественности этого дня.

– После школы выбрали стезю рабочего?

– В 1946 году я поступил в ремесленное училище №2, которое было на улице 1-го Мая. Получил специальность токаря и поступил на завод «Рабочий металлист». Сначала работал на обычных станках, а потом на огромных карусельных — немецких и американских. Мы с товарищем вдвоем обрабатывали все крупногабаритные детали экскаваторов. Три года я проработал, и меня забрали в армию.

– Служили вы на Сахалине?

– Вначале – Владивосток, бухта Перевозная. Я был мотористом, а впоследствии командиром БЧ-5 на Сахалине. Занимался спортом. Наша команда заняла третье место в соревнованиях по всему Тихоокеанскому флоту. В этой связи меня отправили в отпуск на 40 дней. И именно тогда я встретил свою будущую жену Александру Алексеевну. Она ждала меня три года еще из армии. А всего я служил пять. После возвращения из того самого отпуска меня отправили на Курилы, на Шикотан. После я уже окончил курсы, получил офицерское звание — капитан второго ранга.

– Ваша супруга не только дождалась вас из армии. Вы вместе уже более 60 лет. В чем секрет такого семейного долголетия?

– Секрета никакого особого нет. Все бывает: и спорим, и миримся. Но никогда не задеваем друг друга, за наши негласные рамки не выходим. Кстати, свидетельство о регистрации брака мы получили 1 января. У нас две дочери, четверо внуков. Все нашли свое место в жизни, и это радует, конечно.

Я много спорил с Гайдаром

– Как так получилось, что рабочую должность вы сменили на общественную работу?

– После демобилизации я вернулся на «Рабочий металлист». Посмотрел ситуацию, и она мне не очень понравилась. Пошел на Костромской завод текстильного машиностроения. У них станки карусельные есть, а не работают. Иду к начальнику цеха, спрашиваю: почему так? Он говорит: деталей нет на карусельные станки. Ну я и говорю: примете меня на работу, я загружу их и станки будут работать! Так и получилось. В итоге меня избрали в цеховый профсоюз. Так дальше и пошло: выбрали секретарем заводского комитета комсомола, затем избрали секретарем парторганизации, а через некоторое время утвердили инструктором горкома партии.

– А после много лет трудились в горкоме и обкоме…

– Да, я стал заведующим промышленно-транспортным отделом Костромского горкома КПСС, а в 1967 году был избран заместителем председателя исполкома Костромского горсовета. Занимался сложными вопросами: распределением жилья, торговлей и так далее. Прошел высшую партийную школу ЦК КПСС. Окончил ее с отличием, и с 1973 года я – заведующий промышленно-транспортным отделом Костромского обкома КПСС. С 1980-го по1984 год был заместителем, первым заместителем председателя исполкома Костромского областного Совета народных депутатов. В 1984-1986-м – второй секретарь обкома КПСС. А с 1986 года – председатель Костромского облисполкома. Четыре года я работал в этой должности.

– Какой, на ваш взгляд, был главный итог этой работы?

– У нас в 1990 году сельское хозяйство дало прибыль 45 миллионов рублей. Лишь одно хозяйство было убыточным, а все остальные прибыльные. Мы мечтали продолжать работу с сельским хозяйством на этих условиях. Все предпосылки для успеха были. В 1990 году формировался новый Верховный Совет и я решился податься в его рабочий состав. Сначала был заместителем, а потом меня избрали председателем Комитета по промышленности и энергетике.

– Как переживали реформы, проходившие в то время?

– Я был против гайдаровской системы. Разговаривал на эту тему с самим Гайдаром, с Борисом Ельциным, выступал на большой сессии Верховного Совета. Увы, мне не удалось остановить то, что тогда началось: развал сельского хозяйства, промышленности. Я, например, о чем-то говорю с Борисом Николаевичем, а его окружение мои идеи «затирает»… И когда был расстрел Белого дома, я приехал в Кострому. Потом Ельцин посещал наш город, узнал меня. Спрашивает: «Как ты тут оказался?». Я прямо ответил: «Вы Белый дом расстреляли, и я вернулся на родину работать».

– У вас был свой взгляд на развитие страны?

– Хотя я возглавлял комитет по промышленности и энергетике, в то же время занимался и сельским хозяйством. И я просил реформаторов не разрушать сельское хозяйство. Можно было отдать колхозы и совхозы в государственную собственность, единоличную или коллективную. Я приезжал в Сущево, где был председатель Малков — Герой Соцтруда, великолепный организатор. Он идет, понурив голову, ничего не говорит. Спрашиваю: что такое? А он говорит: заставляют нарушить колхоз, все поделить… Колоссальное количество транспорта, техники. У нас имелись серьезные достижения! Надо было лучше искать, думать. Со мной ведь воевал Чубайс, который сейчас предал Россию. Он приезжал в Кострому, когда у нас пивзавод передали из государственной собственности. Звонит мне на следующий день: «Альвин, а ведь о тебе плохо в Костроме говорят! Нас поддерживают». Я говорю ему: «Это пока… Через месяц все разбегутся». Так все и случилось.

– В эти непростые времена вы вновь стали сотрудником администрации области…

– Я решил помочь Виктору Шершунову. Был у него первым заместителем и начальником управления сельского хозяйства области. Три года возглавлял АПК. Но заболел, сердце мое не выдержало. Операцию мне делали те же врачи, что Борису Николаевичу. В итоге я решил оставить работу в администрации.

Критики было много

– Но вот от общественной работы не ушли…

– Около года я восстанавливался после операции. Потом Виктор Шершунов меня уговорил возглавить антираковый фонд «Пока беда не коснулась всех». Мы собрали 60 миллионов на ремонт и восстановление старого онкодиспансера.

– Были ли в новом корпусе, который открыли совсем недавно?

– Конечно, я там был. Когда открыли новый корпус, главный врач Владимир Унгурян и губернатор Сергей Ситников меня пригласили. С Сергеем Константиновичем я успел поработать. Новый корпус мне понравился. Там проделана большая работа и проектировщиками, и строителями. В онкодиспансере работает очень хороший заместитель главного врача по хозяйственным вопросам Денис Бусыгин. Очень хочу отметить его работу.

– Что вы считаете главным достижением в своей работе?

– Вы знаете, я чувствовал удовлетворение от своей работы. Когда руководил промышленно-транспортным отделом, мы очень продуктивно трудились. Когда возглавлял облисполком, кроме критики, а тогда были непростые времена, были и серьезные достижения.

– А критики было много?

– Конечно! Конец 80-х – голодные времена. Хотя и по мясу, и по молоку у нас были отличные показатели. Но мы серьезные отчисления делали в союзно-республиканский фонд. Но, конечно, критиковали. И «Северная правда» в том числе. Вашу газету я, кстати, до сих пор выписываю. И считаю, что критика обязательно должна быть в прессе!

– Что бы хотели пожелать себе в день рождения?

– Сложно сказать. Вы знаете, мои друзья и родственники просят собраться и отметить эту дату. 4 мая, конечно, рабочий день. Но 8 числа я их всех соберу и мы отметим юбилей!

Владимир АКСЕНОВ

Благодарим за помощь

в подготовке интервью Галину Елисееву,

председателя ветеранской организации

администрации Костромской области