Без сомнения, нужно уметь выбрать дело всей жизни. И не только выбрать, а действительно любить это дело, посвящать ему часть себя, верить в него. А если ко всему приложить еще и талант, природную скромность, глубину суждений – получится удивительный человек, такой, как Анна Фомина, будущий художник-ювелир. Совсем недавно она победила в профессиональном конкурсе ювелиров в Италии.
Итальянцы предлагали работу
-Расскажи о своей специальности «проектирование ювелирных изделий», это необычный выбор!
– Решение поступать именно на эту специальность – полностью осознанное. Все рассматриваемые варианты были связаны с творческими профессиями — худграф, дизайн, графический дизайн. С 12 лет ходила в художественную школу имени Шлеина, училась у Бориса Алексеевича Бадичкина, дополнительно занималась для поступления, и сейчас поддерживаю хорошие отношения с педагогом. Очень важна поддержка наставников: нужно уметь себя правильно преподносить с точки зрения профессионализма.
– А вот теперь о профессионализме: ты уже со студенческой скамьи показала себя, победив на международном конкурсе. Как строилась твоя работа?
– Конкурс проходил в Италии, и состоял из нескольких этапов — эскизирование, тоесть поиск идей, утверждение эскизов, проектирование выбранной модели «в чистом виде», построение модели в 3D-программе и изготовление из металла. Предусматривалось два направления создания изделий – анимализм и архитектура. Анимализм — это мелкая пластика, связанная с животной тематикой, различные виды стилизации. А второе — это любые виды архитектурных форм, зданий, ассоциативно перестроенные в ювелирные изделия. Подготовка к конкурсу началась еще в октябре прошлого года с создания эскизов. Несколько вариантов выбирали преподаватели, затем отправляли на консультацию в Италию, связывались по телемосту, организаторы сообщали, что нравится, а что нет. В итоге были определены два моих изделия, мы начали создавать 3D–модели.
– И каким оказался результат?
– В финал вышло шесть студентов КГУ, и пятнадцать из Италии. Потом определили двух победителей — выбор жюри и выбор лучшего по мнению зрительского голосования. Я победила именно в зрительском голосовании. На награждение поехала моя преподавательница Ольга Александровна Трошина и несколько участников из Костромы. Мне, победителю, в качестве подарка от организаторов из Италии привезли конкурсное кольцо. Оно, кстати, из титана.
– Аня, какие есть перспективы трудоустройства по специальности?
– В Италии предлагали работу, но нужно хорошее знание итальянского или английского. В Костроме, надеюсь, что после защиты диплома поступят предложения. Конечно, хочу остаться в профессии, работать буду в нашем городе, возможно, поеду в Санкт-Петербург, там тоже востребована эта специальность. Мы несколько раз проходили практику на костромских предприятиях, уже знаю, что от меня хотят, буду стараться соответствовать.
– Какие планы на ближайшее время?
– У меня их много: успешно защитить диплом, летом хорошо отдохнуть, съездить к бабушке, разучить «Венский вальс» и множество других. И, конечно, хочется поскорее начать работать в своей сфере.
Советы от молодого дизайнера-ювелира
– Модные показы часто в последнее время представляют украшения-бижутерию. На твой взгляд, не «угаснет» ли интерес к драгметаллу?
– Да, ориентирована ювелирная продукция на круг лиц с определенным материальным положением. Но не думаю, что бижутерия сможет вытеснить драгметаллы. Скорее всего, будет параллельное существование: ювелирное украшение – это солидность. Драгоценности всегда будут пользоваться спросом, особенно у женщин. А Кострома — ювелирная столица России.
– Есть ли определенные правила при использовании украшений в повседневном или вечернем образе? Этикетные нормы, например?
– Все зависит от ювелирного гарнитура: размеры, соотношения, масштабность. Если надевать все сразу, то это, конечно, будет перебор. Особенно если это крупные камни или вставки. А если что-то миниатюрное, почему бы и нет? Можно даже на каждый день. Если не смотрится громоздко. Все зависит от мероприятия, куда вы решаете надеть украшения.
– Аня, теперь вопрос к тебе как к дизайнеру. Нам интересно, что ты бы посоветовала при сочетании цветов, скажем, в одежде, какой момент учитывать?
– Я одеваюсь всегда по настроению, учитывая погоду. Любые цвета достойны того, чтобы их носили. Главное, чтобы нравился этот оттенок, чтобы была возможность чувствовать себя комфортно.
Не «ювелиркой» единой
-Остается ли время для каких-то увлечений, или все «съедает» учеба?
– Увлекаюсь всем, что связано с творчеством. Люблю рисовать, занимаюсь графикой. Часто хожу на пленэры самостоятельно. Рисую для себя — иду по улице, вижу что-то красивое, хочется запечатлеть. Создаю и портреты, по собственному желанию и заказные. Куда без этого.
-Кажется, создание портретов – нечто особенное. Как ты работаешь со своими моделями?
– Если рисую заказчику, то он говорит, что хочется увидеть на портрете — красивая укладка, макияж, что-то еще. Когда рисую сама для себя, обращаю особое внимание на глаза, очень важно передать взгляд, цвет, через глаза мы видим душу, эмоцию. Амадео Модильяни говорил: «Когда я познаю твою душу, я нарисую твои глаза». Я отталкиваюсь от этого. А вообще хочется характер человека передать, и получается это с помощью каких-то мелочей, маленьких деталей. И всегда такая работа зависит от общения с человеком: мы разговариваем, это изнутри идет. Есть такое понятие «синестезия» – когда через восприятие мира я чувствую, как это передать и изобразить.
– Где можешь почерпнуть вдохновение?
– Вдохновляют любые произведения литературы, которые связаны с моментами из моей жизни. Восприятие становится немного другим, когда я героя или несколько героев связываю с чем-то своим. Если немного узнаю в главном герое себя, это меня вдохновляет, создает основу для некоторых моих размышлений. Первое впечатление от прочитанной книги дает вспышку для творчества. А еще люблю читать стихи Цветаевой, Ахматовой.
Всем творческим посвящается
– С чем ты сталкиваешься как человек постоянно созидающий?
– Бывают какие-то эмоциональные застои, которые требуют паузы. Если я два дня не рисую, то уже срочно надо ситуацию исправлять. И после такого застоя могу сидеть ночами, создавать что-то. Часто бывает бардак из-за этого дома, но чем старше становлюсь, тем чаще понимаю, что нужна гармония, не только внутри, но и снаружи.
– Как выходишь из состояния «эмоционального застоя»?
– Первое – нужны новые впечатления, поход куда-нибудь. Только не цирк и не торговые центры! Просто не люблю. Иногда, чтобы набраться новых сил, могу выйти на улицу просто или театр посетить. Необходимо что-то другое, например, пообщаться с интересным человеком. А второе — смена деятельности. У меня всегда с собой книга, которую я читаю. Ещё играю на пианино. Когда долго рисую, нужен перерыв, тут пианино выручает. Вообще без паузы могу рисовать часов 8-10. Еще можно отвлекаться на домашние дела — помыть посуду, погладить белье.
– Если бы у тебя была возможность сказать что-то всем увлеченным творчеством людям, что-то важное, какие бы это были слова?
– Моими словами для творческих людей будут строки Анны Ахматовой. Я пожелаю всем, чтобы в их жизни обязательно случился «Первый луч — благословенье Бога».
Светлана ПАНКРАТОВА