Совсем скоро мы будем праздновать Международный день кукольника. И для Костромы этот праздник, как говорится, в тему. Наш театр кукол – один из старейших в России, в этом году проводит юбилейный 85-й сезон. Молодая актриса Екатерина Машенкова рассказала нам о волшебном мире театра кукол, а также о том, как она связана с археологическими раскопками и легко ли для нее поднять 120 килограммов.

Путь в профессию

– Ты окончила профильную образовательную организацию?

– Да, Костромской колледж культуры по специальности «Актер театра кукол». У нас был единственный набор, как я понимаю, это был «спецзаказ» от региона. Я помню, нас пришло человек 30, мы так боялись. Взяли всех, но выпустилась только половина. Первый год половина моих однокурсников думали, что учились на драматическом отделении, потому что дисциплин похожих было много. Я занималась в «кукольной студии» еще в школе, поэтому точно знала куда шла, меня направление это не смущало. Я с радостью увлеклась профессией.

– То есть с детства все решила?

– Нет. Я не могу назвать конкретное время, когда я решила стать актрисой-кукловодом, и почему именно кукловодом. Но когда встал вопрос о выборе будущего, я хотела быть ветеринаром. У меня мама и папа в этой профессии. И мне это тоже нравилось, лечить животных. Когда я родителям сказала, что хочу стать ветврачом, они попросили найти что-то посерьезнее. Хорошо – пойду в актеры. Возможно, на мой выбор повлияли школьные различные кружки. Мы ставили небольшие представления, и это мне очень нравилось. Совершенно другой мир. Это когда не «ты» это «ты», а «ты» – это «он». И сейчас это не «я», это «он» делает.

– После колледжа – сразу на сцену?

– После моего выпуска мест в театре не было, я пошла работать в другие отрасли. Помню, чтобы не сидеть без денег, стала устраиваться в один из сетевых магазинов, там посмотрели на мой диплом и не взяли ни на одну должность, с пометкой «с таким образованием мы вас даже сюда не возьмем». Позже я немного поработала флористом, и затем мне предложили работу в нашем музее-заповеднике. Через какое-то время позвонил Михаил Юрьевич Логинов, главный режиссер, и предложил работу в театре кукол. Я долго думала, потому что в профессии не была несколько лет, но в итоге согласилась. Позже я получила высшее образование по направлению «История».

– Насколько престижно быть актером-кукловодом в театральном мире, можно ли говорить о какой-то «второстепенности»?

– Да, очень многие поступают, и, когда «проваливают» драматургическое отделение, им предлагают попробовать себя на «кукольном» отделении. Некоторые так и поступают, чтобы уцепиться за саму актерскую сферу. Но когда попадают на это отделение, то происходит… любовь. Ведь кажется, что так просто – «подергать куклу». Но мы испытываем такие же эмоции: недавно в командировке наша актриса Алена Булкина говорила, что плакала вместе с героиней Машей из «Трех сестер» – страдала кукла, а плакала Аленка. Все эмоции актер закладывает туда, в куклу. И это иной раз сложнее: в драме ты сморщишь лоб – недоволен, а как такую же эмоцию передать через куклу, которая статична, у которой нет, например, механики глазика? Это в два раза сложнее. Даже с точки зрения правдоподобности: вот мы садимся, отводим ягодицы назад, а могу я куклу просто «опрокинуть», чтобы она села? Могу. Но никто не поверит. Я не понимаю, откуда стереотипное мнение о какой-то «непрестижности».

– Непонятно откуда это мнение, но точно известно, когда люди приходят к вам в театр, они влюбляются в постановки…

– У нас есть чувство локтя партнера, когда ты по взгляду понимаешь, что сейчас что-то выпадает, ты смотришь на человека, а тот уже понял, а ты говоришь свой текст. И тебе помогут. В театре кукол постоянно чувствуешь партнера. У нас технически сложная работа. Иногда и выдал бы больше, но кукла может шагать медленно, кукла может сесть случайно, часто в марионеточных спектаклях бывает, и рука у куклы загнется, а поправить нельзя, потому что там другой мир, и люди сейчас его смотрят, живут им и верят в этот мир. И у тебя сразу идет «перестройка».

Не акробатика

– Часто спектакли театра кукол называют «настоящий балет»!

– Бывают такие постановки… Например, снова вспомним наши «Три сестры». Куклы маленькие, мы большие. Одной маленькой куклой управляет один человек. И все работают одновременно. Конечно, кто-то внаклонку, кто-то вниз головой, кто-то сверху этого же человека обходит куклой. Здесь все навыки отрабатываются как в спорте. Например, партнер чуть-чуть локтем дернул, твоя кукла подпрыгнула, зритель считывает: «А чего это она прыгнула?». Мы максимально стараемся избавиться от таких оплошностей. Но о многом заранее сложно сказать или найти потенциальное «сложное» место.

– Сегодня театр кукол – только для детей?

– Нет. У нас в репертуаре много постановок для взрослых. Даже вспомнить, что два наших спектакля «Снегурочка» и «Медведь» стали лауреатами премии «Золотая маска», это высшее признание в театральной сфере. И оба спектакля для взрослых. И мне самой очень нравится участвовать не только в детских постановках. Я, да и многие мои коллеги, готовы даже больше работать, чтобы ставить такие спектакли – для взрослого зрителя. Большая проблема, что люди часто не знают, что в театре кукол показы не только для детей. Театр кукол – это просто другая система. Мы работаем для разного зрителя.

Театр – судьба

– Кукла должна быть на первом плане?

– Театр кукол – это синтетический театр, совмещающий очень много направлений. У нас много спектаклей, где работаем в живом плане. Мне кажется, что все-таки «я – это не я, это он» – здесь работает хорошо. Это такая коллаборация меня и куклы. Но как актриса, я остаюсь собой, и судят не персонажа, а человека как актера.

– Почему лучше не говорить «кукольный театр»?

– Я не знаю, откуда это пошло. Но обида, наверно, потому, что само определение «кукольный» сродни чему-то небольшому, второстепенному. Я иногда тоже поправляю – театр кукол.

– У тебя есть любимая роль?

– Уже как-то говорила, что сейчас получаю удовольствие от всех ролей. Если говорить о любимом, то обожаю «Буратино» и свою роль, собственно, самого Буратино. Спектакль идет больше часа, но я в нем совсем не устаю. Люблю и «Золушку», там у меня тоже главная роль, но сильно устаю, потому что почти весь спектакль мы работаем на коленях. Есть постановки, где мы играем лежа, не шевелясь, неловких позиций море.

– Следы остаются на теле?

– Да, бывают и синяки, стертая кожа, у многих болят спины, у кого-то зажимы появляются. Куклы тяжелые, идет нагрузка, тут и искривление позвоночника. Кому-то приходится сутулиться из-за высокого роста. Актер театра кукол, как правило, до 160 см, но высокие актеры тоже есть. Те, кто ниже 160, иногда работают на котурнах – это специальная обувь с высокой подошвой, наращивает 10-15 сантиметров роста. Высокие сгибаются, иногда занимают большую площадь за ширмой, нам, маленьким, с ними бывает сложно, когда приходится обегать.

– Знаю, что в твоей жизни была тяжелая атлетика, один вопрос – как?

– Я всегда увлекалась спортом. Как приехала в Кострому из Нерехтского района, со стипендии откладывала на занятия в зале. Было интересно – на что способно наше тело. Мне нравилось цирковое направление, йога. В 2014-м пришла в тренажерный зал, и как-то тренер увеличил мне вес, который я поднимаю, получилось. Решили попробовать выступить на соревнованиях по жиму. Стали добавлять вес, выступать на состязаниях. На чемпионате Костромской области я взяла первое место среди юниоров, стала абсолютным чемпионом в своей весовой категории. Я подняла в районе 120 килограммов. Выступала в троеборье: становая тяга у меня была примерно 120 килограммов, жим был 80, присед 90. Жим – лежа от груди. А присед – это на плечи кладется штанга, ты с ней приседаешь. Потом планировала защитить КМС, но в это время пришла в театр, дали в спектакле главную роль, а чтобы был КМС, надо было уехать. Я выбрала театр.

– Чем еще увлекаешься?

– Все мои увлечения сейчас связаны с работой. Я тренер, еще занимаюсь бьюти-сферой и мне это очень нравится, делать людей красивыми. Еще мое увлечение, если можно так сказать, Новый год, я люблю этот период, сумасшедшую работу, но такую интересную. Еще вспоминаю, что, когда училась на истфаке, была на раскопках Костромского кремля. Мне очень понравилось, меня даже оставили после практики выполнять «женскую» работу из разряда кисточкой очищать что-то. Я благодарна этому опыту, даже один раз весь отпуск раскопкам посвятила. И мне это до сих пор тоже интересно, только времени отправиться в экспедицию уже нет почти.

– Если не театр кукол, то…

– Я не могу даже думать про «не театр». Это что-то такое, что не поддается объяснениям «почему» или «зачем». Это что-то иное, другая атмосфера и другие ощущения. И здесь я чувствую себя на своем месте и нет других мыслей. Когда спрашивают: «А ты любишь свою работу?», я отвечаю: «Да». Вот работу я свою люблю, поэтому и хочется здесь быть. Я скучаю, когда нет долго работы или спектаклей. Театр в приоритете.

Анна НЕКАРЕНИНА