К счастью, в наше время играть в шахматы может абсолютно каждый. Однако назвать шахматы по-настоящему «демократичной» игрой, пожалуй, нельзя: чтобы просто разобраться в правилах, необходимо приложить определенные усилия, не говоря уже о достижении мастерства. И все же уметь играть в шахматы нужно. О том, какие преимущества дает этот навык, а также какие проблемы сейчас переживает шахматный спорт, корреспонденту «Северной правды» рассказал красносельский тренер Лев Маслов.

Красное-на-Волге – первый «шахматный» район

– Как вы сами начали играть в шахматы?

– С шахматами я познакомился уже в школе, примерно классе в шестом. Я тогда неважно учился. Самые большие проблемы испытывал с точными науками. А как раз тогда кружок при школе открыл прекрасный шахматист Евгений Шматов. Помню, ко мне подошел классный руководитель и предложил идти учиться – мол, это может помочь подтянуться по математике. Мы с тремя друзьями пошли и записались. Шахматы меня сразу захватили. Я стал регулярно брать в библиотеке шахматные книги, делал успехи, и наш тренер даже возил показывать меня в Кострому. И это при том, что в самом начале пути я даже не знал, как ходят фигуры. Могу сказать, что эта игра помогала мне всю жизнь.

Помню, в те еще советские времена в «Северной правде» была шахматная рубрика. Публиковались задачи, и любой желающий мог попробовать их решить и прислать свой ответ. Как-то раз я занял призовое место. Такое счастье было, когда мне прислали домой книги – художественную и шахматную литературу! Что и говорить, в те годы шахматы были очень популярны.

– Когда шахматы превратились для вас из хобби в профессию?

– Это произошло не сразу. Я с успехом окончил школу, институт, работал в Красном, на ювелирном производстве – лил золото и серебро. На нашем заводе шахматы, кстати, тоже были очень популярны. Постоянно проводились турниры, в которых участвовали сотни людей!

– Вы, наверное, всех обыгрывали там?

– Нет, признаться, я на этих турнирах был не лучшим. Были и более сильные игроки. Но вернемся к вопросу о том, когда я стал тренером. Шли годы, и Евгений Васильевич Шматов, который работал шахматным тренером в Доме детского творчества, состарился и ему нужен был преемник. В общем, вышло так, что его упавшее знамя подхватил именно я. В те годы я еще работал на заводе и параллельно на общественных началах учил детей играть в шахматы в ДДТ. А когда вышел на пенсию – это стало моей основной работой. Я настолько увлекся этим делом, что в конечном итоге шахматы в Красном стали очень популярны. Мы – первый район по развитости этой игры.

– Помимо шахмат, вы еще увлекаетесь чем-то?

– Я всю дорогу шел рука об руку со спортом. В молодости занимался легкой атлетикой, лыжами, настольным теннисом. Раньше был популярный забег «Кострома – Красное» – так я всегда в нем участвовал. Каждый год бегал эту большую дистанцию. Конечно, годы берут свое, это не значит, что нужно прекращать заниматься. Вот проходит, например, областное первенство ветеранов – так я там, первенство среди инвалидов – я тоже участвую. А в этом году даже стал чемпионом области по народной гребле. В общем, со спортом дружу и за эти годы у меня накопилось большое количество различных дипломов и грамот.

Кроме спорта, еще и пишу рассказы и стихи. Здесь тоже есть чем гордиться – я занимал призовые места как в областных, так и в международных конкурсах по детской литературе.

Повод для гордости – это ученик, обыгрывающий своего учителя

– Много ли желающих заниматься шахматами?

– Желающие, конечно, есть. Особенно у нас, в Красном. Пару лет назад появилась такая инициатива – мы начали заниматься шахматами с детского сада. Сейчас, правда, из-за пандемии эта инициатива застопорилась. Надо сказать, что в наше время телефоны и прочие гаджеты несколько отвращают от этого дела. Детям просто не хочется думать. Тем не менее сейчас я веду уроки шахмат в Красносельской и Шолоховской школах. Ну и конечно, провожу занятия в красносельском Доме детского творчества. Самое главное, что у детей есть возможность пойти и научиться этой мудрой игре.

– Есть ли в стенах вашей школы ребята, которые планируют стать профессиональными шахматистами? Какие перспективы они вообще имеют?

– Я не ставлю себе такую цель. Для меня важно приобщить детей к шахматам, научить их думать. Однако выходит так, что среди моих учеников есть много чемпионов области, призеров различных турниров. Всех пересчитать – пальцев не хватит.

Те, кто желает играть выше, чем на любительском уровне,- находят себе более опытных тренеров в Костромской шахматной федерации, с которой мы имеем тесные связи. Это – путь в профессиональный спорт. Так что мои самые талантливые ученики, которых я когда-то учил азам шахмат, сейчас довольно стабильно обыгрывают своего учителя. Конечно, это повод для гордости.

– Шахматы – игра непростая. К чему нужно быть готовыми родителям, которые решили сделать из своего чада шахматиста-гроссмейстера?

– За свою долгую жизнь я еще ни разу не встречал родителей, которые привели бы ко мне ребенка и сказали, что хотят, чтобы он стал гроссмейстером. Абсолютное большинство родителей заинтересованы в том, чтобы ребенок всесторонне развивался. Но все-таки если такое желание возникает, то нужно понимать: родители должны с самых малых лет уделять все свободное время – свое и ребенка – шахматам. Для таких детей за большие деньги нанимают личных тренеров, которые ежедневно часами занимаются с ним. Даже в случае соблюдения всех этих условий успех не гарантирован, так как конкуренция в профессиональных шахматах огромная.

– Много ли девочек записываются к вам в ученицы?

– С этим определенные проблемы имеются. Причем в совсем юном возрасте они ходят в больших количествах, а к 5-6-му классу испаряются, словно снег в жару, – разбегаются по другим кружкам. Кто-то начинает танцевать, кто-то учится рукоделию и так далее.

Компьютеры «убивают» шахматы?

– Во всех видах спорта по понятным причинам мужчины и женщины соревнуются отдельно. Но шахматы – это ведь не борьба мускулов, а битва умов. Может, пора отказаться от этого правила, или смысл в этом все-таки есть?

– В вопросах особенностей женского и мужского мозга я не специалист, судить мне трудно. С моей колокольни это выглядит так: история доказала, что в каких-то видах спорта мужчины просто сильнее девушек – в их число входят и шахматы. С другой стороны есть мнение, что женщины показывают худшие результаты не в силу природы, а скорее из-за искусственного разделения шахмат на «женские» и «мужские». Например, шахматистка Юдит Полгар принципиально играла только в мужских турнирах. Самой сильной она в итоге не стала, но тем не менее показала впечатляющие результаты – играла с чемпионами мира на равных.

Надо понимать, что запрет на участие в турнирах противоположного пола не распространяется на девушек. Если они хотят, то свободно могут принимать в них участие – пожалуйста, играйте ради Бога. А вот мужчинам играть среди женщин нельзя.

– В интернете все больше говорят о том, что современные программы постепенно убивают шахматы как вид спорта. Из творческой игры они превращаются в монотонное заучивание компьютерных шаблонов, многие «игровые» партии разобраны вдоль и поперек вплоть до эндшпиля. Причем говорят это не только люди с улицы, но и первые шахматисты мира. Вы с этим согласны?

– Да, я с этим согласен. Теперь, когда машины научились играть лучше нас, они стали играть вместо нас. Нам, людям, остается только запоминать их ходы. Из-за этого в профессиональных шахматах настоящая игра начинается в лучшем случае хода с 20-го, а то и с 30-го. Более ранние ходы – это так называемые «домашние заготовки» – заученные наизусть партии. Именно поэтому самые важные качества современного профессионального шахматиста – это усидчивость и хорошая память. Творчества там практически не осталось, все что нужно – это просто запоминать.

Что с этим делать? Сложно сказать. Если с этой проблемой до сих пор не разобрались в «верхах», то нам это и подавно сделать не удастся. Насколько я знаю, есть попытки популяризации шахмат Фишера (это те же шахматы, только начальная расстановка фигур производится случайно. – Прим.автора). Также на турнирах высшего уровня организаторы стараются сокращать время на раздумья, одновременно делая игру более зрелищной и при этом ограничивая шахматистов в использовании «домашних заготовок». Все это дает определенные положительные результаты, но в корне проблему не решает

К счастью, эта головная боль вряд ли когда-то затронет нас, шахматистов-любителей. Ребята, интересующиеся шахматами, по-прежнему могут получать удовольствие от игры, «творить на доске» без многочасовой нудной зубрежки.

– Вы смотрите партии на звание чемпиона мира, которые играются как раз сейчас? За кого болеете?

– Естественно я болею за Непомнящего. А за кого еще, как не за нашего соотечественника? Магнус Карлсен – бесспорно великолепный шахматист, и даже в России у него большое количество фанатов. Тем приятней Яну будет одержать победу над достойным соперником.

Дмитрий СЕРГЕЕВ

Фото из архива

Льва Маслова