«Богата земля русская талантами и никогда не оскудеет ими». Сама жизнь показывает, что это утверждение актуально и сегодня. В наш век цифровых технологий для творческих людей доступны удобные площадки, дающие выход на массового зрителя. Одна из них – телевизионный конкурс «Новая звезда», который транслируется на телеканале «Звезда» еще с апреля. Ее участник, житель деревни Бычиха Костромского района Николай Кортунов, смог проявить себя и пройти в финал. Впереди его ждет последнее испытание – выступление с композицией собственного сочинения. Об участии в «Новой звезде» с Николаем побеседовал корреспондент «СП».

Из города – в деревню

– Расскажите о себе. Где родились, учились?

– Я родился и вырос в городе Северодвинск Архангельской области. Высшее образование получил в Ярославле. Но, влюбившись в костромичку, переехал в Кострому, где мы и жили с семьей до недавнего времени. Где-то месяца два после начала пандемии мы, наконец, решили переехать в деревню. Люблю наш город, но жить хотелось ближе к природе, где больше воздуха, дом, речка, лес.

– Современные реалии жизни таковы, что обычно люди переезжают из деревень в города, а не наоборот… С чем был связан ваш отъезд?

– Согласен, но, по моим наблюдениям, все больше людей хотят выбраться из города, тренд «из города в деревню» растет. Суета, плохая экология и все то, что сопутствует городскому стилю жизни, меня не устраивало. У меня есть прекрасные воспоминания из детства, связанные именно с деревней. С семьей мы переехали в деревню Бычиха, занимаемся своим хозяйством. У нас есть козы, куры. Мы производим сыр, творог и различные молочные продукты.

– Ваш переезд как-то связан с пандемией?

– Мы будто были в потоке и понимали, где и когда нам нужно быть. Собирались давно, совместно строили планы. И в один момент, видимо, у моей жены сработала женская интуиция и она подсказала правильное решение: «Все, надо ехать!».

В перерывах между конкурсами – жизнь в деревне

– Где научились петь? Расскажите о своих педагогах.

– Я в Северодвинске оканчивал музыкальную школу. Забавно сейчас вспоминать, но из хора музыкальной школы меня выгнали. Не помню даже из-за чего, то ли из-за плохого поведения, то ли из-за того, что плохо пел. Может быть, пытался солировать, когда этого делать было не нужно? Кто знает…

Первое мое сольное выступление произошло в школе, на последнем звонке, после в разное время я занимался с несколькими преподавателями вокала. Основное влияние на меня оказала Елена Алексеевна Крупинкина – с ней, еще живя в Северодвинске, я занимался больше всего.

– Николай, помимо сольных выступлений по ТВ, вы занимаетесь еще каким-то творчеством?

– У меня есть своя группа, она называется «Важность воздуха». Мы исполняем свои песни. Точного названия у стиля нет, наверное, ближе всего поп-рок. В группе четыре человека – кроме меня есть еще гитарист, барабанщик и диджей. Сейчас мы потихоньку выкладываем в Интернет свои синглы, планируем участвовать в различных фестивалях и концертах. Второй музыкальный проект – кавер-группа «Патифоникс» («Partyphonix»). Играем известные песни на самых разных праздниках.

«Сразу виден серьезный подход организаторов»

– Как вы попали на «Новую звезду»? Кто вас сподвиг?

– Начнем с того, что я не очень люблю все эти телевизионные музыкальные конкурсы. Для себя мне сложно объяснить причины их популярности. Я понимаю, что одним людям нравится смотреть и слушать, как поют участники, многих привлекает эффект соревновательности, который там присутствует. Но практика, когда одни творческие люди, пусть даже имеющие гораздо больше опыта и образования, судят выступления других, выглядит для меня как-то дико. Я ездил на «Голос» и другие шоу, и там картина всегда примерно одна: приезжаешь, на тебя вешают табличку, ты ждешь в очереди – проходишь один этап, преподаватель слушает выступление и выдает: «да, да, да, проходите дальше»… Затем второй этап по аналогичному сценарию. Все это в душных, тесных комнатах, с большими очередями – честно говоря, в таких условиях чувствуешь себя униженным.

– Так почему же тогда вы подали заявку на «Новую звезду»?

– После того опыта с «Голосом» я несколько лет заявок на подобные конкурсы не подавал. Во-первых, в случае с «Новой звездой» я узнал, что исполнителям дают возможность спеть свою композицию. Попасть со своим материалом на федеральный канал – это хороший способ заявить о себе как об авторе и музыканте. Во-вторых, в случае, если анкета участника будет принята, то его на две недели селят в гостиницу и с ним работают преподаватели по вокалу, сценическому мастерству, хореографы и продюсеры. В течение последних четырех дней в павильонах «Главкино» проходят съемки. В общем, сразу был виден серьезный подход организаторов.

– В итоге вы не пожалели, что приняли участие?

– Вообще не жалею! Там собрались очень классные люди. Общаться с ними было очень интересно, в процессе я узнал много нового. Это большая редкость, когда ты попадаешь в среду, в которой собралось множество творческих, но при этом разноплановых личностей. Многие участники – уже преподаватели вокала, есть начинающие музыканты, солисты московских мюзиклов, также хоров и филармоний. Много приехало бывших участников «Голоса»; в общем, с таким коллективом всегда было о чем поговорить.

Кстати, меня приятно удивило то, что между всеми участниками установились достаточно теплые отношения – все хорошо общались друг с другом, а когда один из нас выступал, остальные по собственной инициативе приходили в зрительный зал его поддержать.

– Как вы готовились к выступлению?

– До конкурса я общался со знакомыми музыкантами, репетировал дома и скидывал им свои записи. В Москву я приехал уже, можно сказать, готовым, потому две недели, которые я провел там, я готовился скорее чисто психологически.

Звездный состав

«Ориентированность на добро и любовь, позитив

не может не резонировать со зрительным залом»

– Что о вашем выступлении сказали члены жюри? Согласны с их оценкой?

– Я согласен с их оценкой, даже при том, что комментарии членов жюри в каких-то моментах не совпадали между собой. Например, Роман Емельянов сказал, что его все устроило, но тем не менее он опасался, что как будто вот-вот что-то сорвется. В песне были высокие для меня ноты, да и мое волнение, скорее всего, не ускользнуло от его глаз.

Председатель жюри Максим Дунаевский, напротив, высказался, что, по его мнению, все было легко и непринужденно и ощущения «хождения по краю» у него не было. Женская часть жюри восприняла мое выступление более эмоционально, особенно Юлия Савичева.

Вот что меня приятно удивило: на подобных шоу члены жюри не всегда корректно высказываются, уважительно отзываются о выступающих. Я удивился, что на «Новой звезде» этого не было. Да, бывали жесткие комментарии, но все они высказывались по делу и перед этим член жюри говорил: «Вы уж меня извините, но…» и дальше шла претензия. Возможно, определенную роль здесь сыграл тот фактор, что участники представляли не только себя лично, но и целые российские регионы.

– А что конкретно сказала Юлия Савичева?

– Самая запоминающаяся фраза Юлии о моем выступлении, которую не раз цитировали у меня в комментариях, это «Отвал башки!»

– Как по-вашему, чем вы подкупаете зрителей, членов жюри? Хоть хвалить себя всегда трудно, расскажите, чем выгодно отличаетесь от других конкурсантов?

– Все участники разные, все проходили отбор, поэтому все по-своему талантливые. Но по моим ощущениям, многие не выступили на сцене на свой реальный уровень, потому что волновались. Много было моментов, что человек явно выложился не на 100 процентов. А там же все вживую записывается. Мне в этом плане было как-то проще себя убедить, что волноваться не стоит.

Еще одно достоинство: я прихожу не просто идеально выступить, я стараюсь поделиться со зрителями своей позитивной энергией, что-то им отдать. Ориентированность на добро и любовь, позитив не может не резонировать со зрительным залом.

– Кто вас поддерживает? Кому благодарны?

– В первую очередь, конечно, хочу поблагодарить семью. Мою жену Наталью, сына Луку, моих родителей – маму Татьяну Петровну, она смотрит и следит за моими успехами, сестру Марию мою. Даже немного неожиданно для меня стало то, что мои друзья обратили внимание на телевизионный конкурс.

Ну вообще очень много незнакомых людей писали слова поддержки. Когда показывали эфир – сначала его где-то на Сахалине видят, и мне в тот же вечер стали писать люди: «Николай, мы с тобой!», «Только вперед!» Жюри хочу сказать большое спасибо за то, что поняли меня. Дело не только в идеальном исполнении, важно то, что представляет из себя человек, какой посыл несет.

– В грядущем финале участники должны исполнять свои композиции. Это особое испытание?

– Да, песня должна быть авторской. Стоит сказать, что далеко не все одобряют продюсеры. Я рад, что с моей композицией проблем не возникло – ради исполнения своего творчества я и согласился участвовать в «Новой звезде».

– Насколько высока конкуренция на «Новой звезде»? Сложно попасть в финал?

– На «Новой звезде» в финал проходят по два человека из восьми выпусков. Первого участника выбирает жюри – я был как раз таким, а второго – зрительское голосование. Кстати, съемки финала пройдут буквально на днях, а показывать его будут на телеканале «Звезда» 12 июня.

Дмитрий СЕРГЕЕВ

Фото из архива Николая Кортунова