«Северная правда» поговорила с братом костромича, который в 1998 году предотвратил теракт в Кремле
С тех пор прошло много лет. К сожалению, в прошлом году не стало Михаила Боброва. А эта история получила широкую огласку. Но вместе с тем мы узнали еще об одном деле, о котором нельзя не сказать. После смерти Михаила остались непогашенные кредиты, которые вдове оплатить практически невозможно, учитывая, что на ее попечении остались двое несовершеннолетних. И тут, как говорится, мир не без добрых людей. Губернатор Сергей Ситников, общественники и политики помогли семье погасить их. О героизме, патриотах и неравнодушии – читайте в нашем интервью с Андреем Бобровым.
Он мог отойти, но не сделал этого
– Андрей, расскажите, что вы знаете о событиях 4 ноября 1998 года?
– Мой брат всегда жил в Галичском районе, учился в местном совхозе-техникуме. В 1997 году Михаил Бобров начал службу в армии. А в 1998-м предотвратил теракт в Московском Кремле. Михаил стоял на Спасских воротах, нес службу, когда подъехала белая «семерка», в которой сидел, можно сказать, дедушка — он и произвел взрыв. Трое военнослужащих пострадали, сильнее всех мой брат. Взрывная волна шла дугообразно, двое были чуть ниже, еще они успели нагнуться. А Боброва задело полностью, осколки были по всему телу, более 100. Пострадала барабанная перепонка, голова, сильная травма ноги. Да, он мог отойти, но не сделал этого. К счастью, остался жив. Указом Президента Российской Федерации Михаил Бобров за смелость и отвагу, проявленные при выполнении обязанностей по охране Московского Кремля, был награжден медалью «За отличие в охране общественного порядка». Но был комиссован. Вернулся в Галич, в родную область. После этого работал в магазине автозапчастей. Женился, был отцом двух детей.
– Он – гордость и вашей семьи да и, пожалуй, нашей области…
– Да, вся семья, родственники гордятся моим братом. У него остались двое детей — 11 и 17 лет. Старший учится на автослесаря, можно сказать, по стопам отца. А младший ребенок планирует стать полицейским – это тоже мечта Михаила.
– Ваш брат хотел служить в полиции?
– После армии брат хотел вернуться в Галич и работать в полиции, но из-за ранений это не получилось. Еще в школе он увлекался спортом: тяжелой атлетикой, лыжами. Участвовал в соревнованиях, занимал призовые места. Кстати, он занимался и в Романовском реабилитационном центре инвалидов, участвовал в сборной команде в различных спортивных соревнованиях.
– А какие предметы любил больше всего?
– Любимые предметы? Соответственно, физкультура, а еще любил историю. Ему нравилась вся история, безусловно, особенное отношение было к истории Великой Отечественной войны.
Мечта, которая сбылась
– Андрей, мы знаем, что вашего брата не стало в этом году, к большому сожалению. И у него остались кредиты. Расскажите, об этом.
– Да, брат умер в этом году летом, у него остались несколько непогашенных кредитов. Жена Михаила не могла их оплачивать. Общая сумма, внушительная для семьи, – около 250 тысяч рублей. И тут не обошлось без добрых людей. Я обратился к Александру Петровичу Шакину, председателю совета Воронежской региональной организации ветеранов Кремлевского/Президентского полка «Союз Кремлевцев». С его помощью мы вышли на помощника президента, затем на губернатора Костромской области. Потом Сергей Ситников проводил переговоры с банками. Еще очень помог Сергей Иванович Репко, военный комиссар военного комиссариата города Галича и Галичского района. Сейчас кредит семьи погашен. Спасибо этим неравнодушным людям!
– Мы знаем, что вы тоже по профессии стоите на страже порядка, на этот выбор повлиял Михаил?
– Да, на мой профессиональный путь тоже повлиял брат. Сейчас я сотрудник Росгвардии. С детства хотел быть военнослужащим. Работал в УФСИН. Все в родном Галиче.
– Мечта, которая сбылась…
– Верно, мечта сбылась. Да у нас много кто из членов семьи для меня достойные примеры. Дядя был начальником уголовного розыска, двоюродный брат служил в РУВД.
– А вы сами в детстве чем увлекались?
– В детстве очень любил спорт. Имею звание КМС по легкой атлетике. Сейчас у меня семья и работа, поэтому профессиональным спортом не занимаюсь совсем. Но хожу в тренажерный зал, для себя.
Если есть характер, то ты добьешься своего
– А ваши дети что планируют именно в профессии?
– У меня дочка еще очень маленькая, пока сложно сказать, какой путь она выберет. Может, и станет военнослужащей, сейчас девочки тоже идут по этой стезе, но говорить еще рано. Вообще, на мой взгляд, конечно, не военное, но патриотическое воспитание должно быть с раннего детства.
– Как, по вашему мнению, следует воспитывать юных патриотов?
– Знаете, тут сложно сказать, как и для чего. И еще наивнее будет думать, что героев можно воспитать по какому-то плану. Ведь никогда не знаешь, как человек поведет себя в той или иной ситуации. Но что касается патриотизма… Мне нравится, как было выстроено воспитание в СССР. Безусловно, в каждое время встречаются разные люди. Но вот ситуация: мой знакомый не так давно поступал в военный вуз, не в нашем регионе. В мое время был конкурс 68 человек на одно место. Сейчас ему поступить было реальнее, но он не пошел. И знаете почему? Сказал: «Если что, ВДВ-шников везде первыми кидают». И он не захотел, нашел путь проще. Вот это современное «проще», на мой взгляд, большая проблема. Всегда ищем проще или легче. А как некоторые парни боятся армии….
– Не то слово боятся!
– Ведь армия – это закалка, это школа жизни. Любая военная служба, срочная тоже, – это воспитание в человеке способностей к выживанию в разных условиях. Развивается выносливость, человек учится бороться с обстоятельствами. Элементарный пример: очень ранний подъем. Конечно, неудобно и непривычно. Но учишься быстро засыпать и высыпаться, потому что есть цель.
– Получается, главное – цель?
– Всегда и во всем. Если есть цель, есть характер, то ты добьешься своего. Не только на службе, но и в карьере, и в других начинаниях.
Светлана Панкратова