Практически каждый из нас помнит, как в детстве, отобедав в школьной столовой, мы хором благодарили тех, кто приготовил нам вкусный борщ, котлеты и компот: «Спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам». Иногда из раздаточного окна показывалась женщина в белом халате и колпаке и скромно улыбалась в ответ. Многие из нас ни тогда, ни сейчас не знали и не знают, каким невероятным трудом подчас дается эта тарелка борща. Сколько переживаний и даже слез стоит за казалось бы простыми, но такими вкусными блюдами, которыми угощали нас школьные повара. Валентина Беляева сорок пять лет работает поваром, из них более двадцати лет – в школьной столовой поселка Поназырево.
«То одно сваришь, то другое напечешь»
– Валентина Леонидовна, откуда вы родом?
– Родилась в Поназыревском районе в деревне Жигалево, окончила Луптюгскую школу.
– В детстве любили готовить?
– Конечно, то одно сваришь, то другое напечешь. Хотелось, чтобы повкусней было, интереснее. Раньше ведь пользовались русскими печками. Ставили каши, супы, готовили в чугунках. Вспоминаем, хочется вернуть все обратно. У нас больше бабушка занималась готовкой. Мама работала на ферме, не успевала. Я ей помогала, тоже ходила на ферму. Кстати, дома держали поросят, телят. Мясо свое. Помню бабушка на 7 ноября говорила: «Девки, идите режьте мясо, печенку будем жарить и тушить».
– А пирожки бабушка пекла?
– Да, мы с ней шаньги картофельные пекли, пирожки с начинкой делали – морковь, картошку, яйца отваривали, лук, капусту жарили. А сладкие мы почему-то не делали. А еще с бабушкой варенье варили из черники, малины, смородины.
Мамина сестра работала поваром. Один раз приехала поучила нас, второй: «Вот так, девчонки, так делайте». Показала, как вкусно жарить треску в муке, готовить винегрет, мы его в деревне вообще не делали, оливье.
Для горохового супа картофель кубиками, а для щей – брусочками
– Почему выбрали профессию повара?
– Постепенно появился интерес, и я решила, что пойду на повара учиться, понравилось готовить, представляла, что вот придут люди в столовую, их красиво обслужить надо. В 1974 году поступила в Полдневицкое училище. Мама говорила: «Поближе к дому, к нам поближе». Через два года окончила учебу и меня распределили в Макарьевский район.
– Когда вы впервые оказались в столовой?
– Наверное, в училище. Любопытно было, зайдешь, там повара в белых халатах, интеллигентно, красиво. Подойдешь, они обслуживают, приятно. К сожалению, в школе у нас столовой не было. Мы брали из дома пирожки.
– Расскажите об учебе?
– Училище большое – девять групп. Жили в общежитии. Помню уроки по кулинарии. У нас был старший мастер, повар. Она нам рассказывала, как правильно готовить, как мы должны смотреть за своим рабочим местом, как вести себя за раздачей, как обращаться с посетителями. Например, для горохового супа картофель нужно резать кубиками, для щей – брусочками. Нам объясняли, какие ножи для чего нужны. Изучали технологические карты. Постепенно стали самостоятельно готовить.
– Что вам больше всего нравилось готовить?
– Я училась на повара, но у нас было и кондитерское дело. Мне нравилось заниматься выпечкой.
– Как экзамены сдавали?
– Я варила борщ, делала гуляш и заварные трубочки с кремом. Приготовили, принесли еду на подносах, сервировали столы. Принимала экзамен комиссия – преподаватели, мастера, директор училища. Они снимали пробу и оценивали внешний вид блюд и сервировки. Сдала на «отлично».
– Кого из своих преподавателей помните?
– Нина Петровна Белянцева – старший мастер, Раиса Павловна, фамилию, к сожалению, уже не помню. Очень их любили.
Вместо отдыха колола дрова себе на смену
– После распределения вас направили в Макарьевский район…
– Да, в Понизовский ОРС. Я выбрала строящийся поселок Выгорки, не ошиблась, понравилось. Место хорошее, столовая маленькая, меня сразу назначили поваром. Там работали сезонные рабочие. Было трудно, все приходилось делать вручную. Печь дровяная, воду носили с колодца на коромысле, грязную воду тоже руками выносили. Я два дня работаю, два дня выходных, но вместо отдыха колола дрова себе на смену. С работы придем в девять вечера, сходим в кино, в местный клуб, в два часа ночи бежим на работу. Так как к шести утра нужно было уже приготовить.
– Сколько вам было лет, когда вы туда приехали?
– Шестнадцать. Поначалу плакала, думала уеду. А куда и как ехать? До реки – девять километров, там нужно переправиться, потом еще три километра до асфальта. В общем, привыкла. С 1976 года и до 1999-го там работала. Мужа там встретила.
– Расскажете?
– Однажды меня направили в выездную столовую, кормить вахтовиков, которые работали в лесу. Он шофер, возил рабочих. В 1979 году сыграли свадьбу. Говорил: «Когда женюсь на тебе, будешь мне вкусно готовить». Я соглашалась. Дело было молодое, силы были, весело. И на работе, и дома крутилась.
«Я поем из твоих рук»
– Муж готовит?
– Нет, скажу: «Коль, надо бы то или то». Он: «Валь, не буду, я поем из твоих рук». Я говорю: «Мне некогда». Он: «А я дождусь».
– Какое любимое блюдо у ваших домочадцев?
– Борщ (голос кого-то из близких: «Грибную подливу очень любим»). Внучка пирожки с сыром часто просит.
– Сколько у вас детей?
– Трое: две дочери и сын. Одна из дочерей работает со мной в школьной столовой. Сын, кстати, любит готовить. Помню: приду с работы, девчонки: «Мам, Вова нам блинов напек, картошки нажарил». Иногда даже и суп варил.
По двадцать килограммов на человека
– В 1999 году вы вернулись в Поназырево.
– Поселок стал распадаться. Я вернулась к маме в Поназырево. Устроилась в школьную столовую.
– Есть разница между рабочей и школьной столовой?
– Да, здесь спокойней, к тому же в нашей столовой есть удобства.
– С меню строго?
– Очень. У нас есть десятидневное меню, мы идем только по нему. Из дома ухожу в полшестого, в пять. В три, в четвертом прихожу домой. Готовим в столовой вдвоем с дочерью Марией. У нас питаются 155 – 158 детей. Обеды – одно меню. А еще завтрак 125 – 130 человек – другое меню.
– Картошку чистите руками?
– Да, тяжело. Мы с Машей с утра сначала все начистим – лук, морковь, картошку. Затем я к плите, она нарезкой занимается. Например, для пюре вчера начистили картофеля двадцать четыре килограмма двести граммов и еще на суп семнадцать триста.
– Получается, почти по двадцать килограммов на человека. И сколько времени это занимает?
– Если считать вместе с луком и морковью – часа полтора. Уже привыкли.
«Часто слышим от ребят слова благодарности»
– Как контролируется качество блюд, которые вы готовите?
– Ежедневно приходит медик снимать пробу. Все входящие продукты строго проверяются. Недавно нас посещал родительский комитет, взвесили, посмотрели, как столы накрыты, почитали меню, им все понравилось. Дети тоже не обижаются. Часто слышим от ребят слова благодарности. Бывает кого-то из родителей встретишь на улице или в магазине, говорят, что дети довольны питанием.
– Недавно губернатор поручил областному департаменту образования проработать вопрос с предоставлением муниципалитетам права выбора при составлении меню. Чтоб учитывались местные особенности кухни и предпочтения ребят.
– Я об этом еще не слышала. Но ведь мы тоже предлагаем при составлении меню, например, что-то исключить, что дети не кушают, или включить, что им нравится. Если ребенок все равно это не ест, зачем тратить продукты? Дети часто просят: приготовьте то или это. Но, ребят, как я могу, если нельзя?! Они оладьи просят, я бы с удовольствием напекла, но нам запретили, потому что жареные. Первый год их убрали из меню. А вот макароны с сыром включили. Вот и хорошо, ведь они детям нравятся.
– Валентина Леонидовна, что главное в работе повара?
– Ответственность. Переживаем за детей. Чистота – без нее никак. Роспотребнадзор приезжал проверял – все хорошо у нас.
– Вы почти сорок пять лет у плиты, сколько еще планируете работать?
– Сегодня сказала: «Девочки, я до конца года доработаю и уйду на пенсию». Они отвечают: «Нет, мы тебя не отпустим». Придется работать.
Алексей ВОИНОВ
Фото из семейного архива Валентины Беляевой