Из истории 59-й стрелковой бригады.
Среди миллионов советских людей, погибших в годы Великой Отечественной войны, немало было и наших земляков. Судьбы многих и сегодня остаются неизвестными. На территории нашего края формировались целые воинские подразделения. Сейчас активно изучается история 234-й Ломоносовско-Пражской орденов Суворова и Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии, именуемой также Ярославской коммунистической. Но, например, в городе Буе (на тот момент времени – Ярославской области) в августе 1942 года шло переформирование 59-й стрелковой бригады – самостоятельного воинского пехотного соединения, которое осенью 1942 года принимало самое активное участие в оборонительных боевых операциях на Кавказе.
История формирования бригады началась еще в октябре 1941 года, когда было издано постановление Народного комитета обороны СССР, которое предписывало сформировать, в общей сложности, 50 стрелковых бригад. Формирование 59-й бригады проходило в районе поселка Дергачи Саратовской области, а в конце декабря 1941 года бригада временно была размещена в Ярославле, откуда и отправилась на фронт.
Весной 1942 года подразделение участвовало в ожесточенных боях в районе печального известного Мясного Бора, в Новгородской области, где понесло крупные потери. В конце июня 1942 года остатки бригады отдельными малыми группами смогли прорваться сквозь окружение и выйти к своим частям. По некоторым данным, от штатного состава бригады осталось всего 159 человек.
Второе формирование 59-й стрелковой бригады проходило уже в Буе в августе 1942 года. Общая численность бригады 2-го формирования составила около 6000 бойцов и командиров. Интересно, что среди них было и около полутора тысяч курсантов 3-го Ленинградского пехотного училища, которое было эвакуировано в Воткинск в августе 1942 года и занималось подготовкой офицерских кадров для стрелковых, артиллерийских и минометных частей.
В конце августа 1942 года бригада была переброшена в Махачкалу, а оттуда в Карабулак. 3 сентября 1942 года после ускоренного марша бригада достигла Нижних Ачалуков. Именно здесь бойцы 59-й бригады приняли «боевое крещение» в ходе Моздок-Малгобекской операции, действуя в составе 9-й армии и обороняя станицу Вознесенская.
12 сентября 1942 года немцы силами четырех дивизий при поддержке двухсот танков сумели овладеть западным Малгобеком. Однако к 19 сентября немецкое наступление было приостановлено. В этот период особо отличились батальоны 59-й бригады, перешедшие в контрнаступление в районе села Верхний Курп. В журнале боевых действий Закавказского фронта за сентябрь 1942 года было указано, что «благодаря особому упорству частей… 59 сбр, и наших артиллеристов, и гвардейцев-минометчиков, а также умелому маневрированию резервами со стороны командования фронта и группы, противнику были нанесены серьезные поражения как в людях, так и в технике. Фактически период сентябрьских боев с противником на южном берегу р. Терек носил характер перемалывания резервов его моздокской группировки».
Однако 25 сентября при поддержке танковой дивизии СС «Викинг» немецкие войска продолжили наступление на Малгобек и сумели овладеть им, вернее, его руинами к 6 октября. Обескровленные батальоны 59-й бригады после занятия немцами Малгобека (а всего в бригаде на тот момент насчитывалось около 1500 бойцов и командиров) уступили свои позиции 19-й стрелковой бригаде и сосредоточились в районе села Заманкул и села Даркох для короткого отдыха и пополнения личного состава.
В конце октября части бригады были переброшены в район Нальчика, где приняли активное участие в обороне горных перевалов к западу от Орджоникидзевского меридиана. В этот период немецкие войска осуществляли наступление на Алагир, Ардон, а 2 ноября захватили Гизель и вышли к пригороду Орджоникидзе. Только 5 ноября продвижение противника удалось остановить благодаря переброшенным резервам Северной группы советских войск. К 11 ноября войска левого крыла 9-й армии, в составе которой находилась и 59-я бригада, сломив сопротивление врага, овладели Гизелью и Новой Санибой. Всего в этот период было уничтожено около 400 солдат и офицеров армии Вермахта, одна минометная батарея и еще одна артиллерийская батарея. Но в ходе упорных боев 59-я стрелковая бригада, будучи разделенной на несколько самостоятельно действующих частей, понесла серьезные потери. 12 ноября начался вывод частей бригады в резерв, в район Цецаньюрта и далее, к Червленой, для отдыха и доукомплектования.
К сожалению, о боевом пути 59-й стрелковой бригады в период первой половины 1943 года сегодня известно крайне мало. В марте 1943 года части бригады вели бои в районе станицы Гривенская, а уже через два месяца, понеся крупные потери, бригада была расформирована и прекратила свое существование как самостоятельное воинское соединение.
Мало известно и о бойцах и командирах, воевавших в составе 59-й стрелковой бригады ее 2-го формирования. Работая с материалами портала «Память народа», удалось выявить сведения только об одном ветеране 59-й стрелковой бригады – нашем земляке.
Речь идет об Огневине Викторе Федоровиче, 1923 года рождения, уроженце г. Ярославля. В марте 1942 года Виктор Огневин был призван в действующую армию Некрасовским РВК, став курсантом Ярославского минометно-пулеметного училища. Как следует из наградных документов, курсант Огневин участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе в составе 59-й стрелковой бригады в должности пулеметчика станкового пулемета № 1 в период с 25 августа по 4 октября 1942 года. В районе города Малгобек Виктор Федорович получил тяжелое ранение в левое плечо и левый бок. За проявленные в боях мужество и героизм Виктор Огневин был награжден медалью «За боевые заслуги».
Тяжелое ранение отразилось на состоянии здоровья бойца. После демобилизации Виктор Федорович работал в Ярославле в должности агента конторы «Главзаготснабжения». В настоящее время ведется поиск ныне живущих родственников ветерана, чтобы получить дополнительные сведения о его боевом пути и послевоенной судьбе.
Александр ГУЛИН