Сегодня в России и во всем мире существует профессия киберспортсмен. Людей, которые на профессиональном уровне играют в компьютерные игры, приравнивают к тем, кто занимается более традиционными видами спорта: в нашей стране существует «Федерация компьютерного спорта», а ребята, побеждающие в международных турнирах, становятся настоящими народными героями. Их поздравляет даже Президент Владимир Путин. Но такая ситуация устраивает далеко не всех. Можно ли считать спортсменом того, кто целыми днями сидит за монитором? Зачем называть компьютерные игры спортом, если это как будто прямая его противоположность? Ответить на эти и другие вопросы постаралась «Северная правда».

Спорт как состязание

Дискуссия о том, является ли киберспорт полноценной спортивной дисциплиной в первую очередь упирается в вопрос, что же такое вообще спорт? В зависимости от того, что человек подразумевает под этим термином, определяется и его позиция. Здесь есть как минимум два подхода: часть людей считают, что спорт – это двигательная активность и все, что связано со здоровым образом жизни. Спортсмен в таком случае по определению сильный, здоровый, красивый и полностью соответствующий поговорке: «В здоровом теле – здоровый дух». Второй подход определяет спорт как соревнование, противопоставление не только физических, но и интеллектуальных способностей людей.

Отметим, что спорт далеко не всегда связан исключительно с физической активностью. Даже представители самых «брутальных» дисциплин, таких как тяжелая атлетика или бокс, скажут вам, что в них недостаточно быть просто «сильным». Везде есть свои методики, подходы. Если не соблюдать их, то и самый способный спортсмен рискует оказаться проигравшим. Даже бег, где, казалось бы, нужны лишь скорость и выносливость, по факту требует от спортсмена хороших разминок, продуманных тренировок и правильной диеты.

А что уж говорить о таких спортивных дисциплинах, как керлинг или шахматы? Они признаются мировым сообществом именно потому, что в них имеется тот самый, присущий спорту «соревновательный дух». Вот только соревнуются тут не мускулы, а умы. Все это актуально и для компьютерного спорта. В таких играх, как Dota 2 или CS:GO, важную роль играют как физические качества (например, скорость реакции и мелкая моторика), так и умственные (анализ, умение работать в команде и другое).

Как бы некорректно это ни звучало, главные цели профессионального спорта и спортсменов – это развлечение зрителя и постановка рекорда, а не здоровье. Этим он и отличается от занятий физкультурой. Хорошая физическая форма, которую зачастую приобретают спортсмены, здесь является скорее не целью, а следствием высокой физической активности.

Будь главным приоритетом спорта действительно здоровье человека, то правила в спортивных играх и состязаниях, которые даже теоретически могут привести к тяжелым последствиям, давно бы изменили. Разумеется, делать этого никто не будет, потому что в таком случае спорт сильно потеряет в зрелищности. И если определять спорт как «состязание физических и/или интеллектуальных способностей», то киберспорт однозначно признается спортивной дисциплиной.

Играют миллионы, а призовые получают единицы

Что же нужно сделать, чтобы стать прогеймером (профессиональный игрок. – Прим. автора)? Почему молодые люди все чаще задаются этим вопросом? Дело в том, что огромное количество молодежи проводит свободное время за мониторами. Так почему бы не совместить приятное с полезным? Кроме того, игроков привлекают заоблачные призовые гонорары. Например, победившая недавно на The International российская команда Team Spirit заработала 18,2 миллиона долларов. Однако удача в этом виде спорта улыбается немногим. Для большинства начинающих киберспорт так никогда и не станет основной профессией.

Костромич Никита Обидин, 22-летний участник турниров по онлайн-шутеру CS:GO, с 15 лет все свободное время проводит в Сounter-Strike. За это время он в разных командах поучаствовал в бесчисленном количестве онлайн-турниров, больше 20 раз ездил на всероссийские соревнования. Но уже сейчас говорит, что подумывает завязать с попытками сделать киберспорт своей профессией и отдать все силы учебе в вузе. Причина – высокая конкуренция. «Если на местном уровне одерживать победы достаточно просто, то вот дальше начинаются проблемы. Время уходит, уже пора самому зарабатывать деньги, а перспективы с CS:GO становятся все более туманными», – поясняет он.

А как реагировать родителям, если их сын или дочь вдруг заявляет, что хочет стать киберспортсменом? Психолог Лариса Петрова считает, что самым правильным будет оценить перспективы ребенка и обсудить с ним его возможности и способности к этому спорту, а не просто запрещать только потому, что «компьютер – это вредно». Современные цифровые развлечения могут быть очень полезным инструментом в жизни, так как у детей, которые занимаются киберспортом осознанно и профессионально, развиваются такие полезные навыки, как аналитическое мышление, способность работать, общаться и дружить в команде, умение взаимодействовать с информацией и сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, рассудительность.

Однако если решение все-таки принято, то нужно учитывать несколько моментов. Во-первых, при сидячем образе жизни, столь характерном для представителей этой профессии, человеку необходим активный отдых: плавание, бег, волейбол. Во-вторых, нужно обговорить график игр: он не должен составляться в ущерб здоровью, учебе и семье. Также медики советуют внимательно отнестись к наличию или отсутствию у ребенка следующих заболеваний: сколиоз, офтальмологические заболевания, заболевания нервной системы и психические отклонения здоровья.

Вред от компьютерных игр – реальный и мнимый?

Но есть и другая крайность – так называемая игровая зависимость. Этот термин до недавнего времени считался не совсем научным и употреблялся скорее журналистами, чем врачами. Но в 2018 году его признали официально: Всемирная организация здравоохранения включила игровое расстройство в одиннадцатый перечень международной классификации болезней. Тем не менее среди ученых и врачей споры относительно этого не утихают до сих пор. Критики такого подхода делают акцент на том, что большое количество времени, проведенное за компьютером, – это не зависимость сама по себе, а лишь один из симптомов других заболеваний, таких как депрессия или синдром дефицита внимания. Проще говоря, человек, который по тем или иным причинам не может самореализоваться, не способен адаптироваться к высоким требованиям общества и прочее, испытывает непреодолимое желание «сбежать от реальности». Не окажись под рукой компьютера или приставки, он нашел бы другой способ это сделать.

Вопреки сложившимся стереотипам, западные исследования говорят о том, что типичный геймер вовсе не страдающий лишним весом, безвольный и глупый человек. Наоборот, геймеры зачастую добиваются бОльших успехов в жизни и показывают лучшие результаты в прохождении интеллектуальных тестов.

Еще один удивительный факт, на который ссылаются ученые: люди, считающие себя «игроманами», относительно легко избавляются от этой зависимости. Причина, скорее всего, кроется в том, что в отличие от других пристрастий, игровая зависимость формируется только на психологическом уровне – то есть она является поведенческой. Если наркоман буквально испытывает физическую боль и даже может умереть от того, что не получил очередную «дозу», то подросток, часами просиживающий за онлайн-играми, взрослеет, заводит семью, находит работу и перестает играть просто потому, что на это «больше нет времени».

Выходит, сами по себе компьютерные игры не несут вреда человеку. Так же, как и чтение книги или просмотр фильма, они могут увлекать, заставляя забывать о проблемах. Но это лишь мнение автора статьи. Так как консенсуса по вопросу «игровой зависимости» нет даже в научной среде, то решение о том, как относиться к компьютерным играм в целом, каждый для себя принимает самостоятельно.

Но все же оговоримся: в случае если человек не имеет твердых жизненных установок и интересов, имеет склонность к меланхолии и эскапизму, то велика вероятность, что у него может сформироваться нездоровая зависимость от игр. Исходя из этого можно прийти к выводу, что в зоне риска находятся в первую очередь дети и подростки. Ответственность за их благополучие несут родители. Чтобы не доводить ситуацию до крайности, когда ребенок дни напролет пропадает в виртуальных мирах, необходимо проводить с ним больше времени, внимательно следить за его увлечениями. Желательно еще в раннем возрасте предложить ему другое, более продуктивное хобби.

Дмитрий СЕРГЕЕВ

Лариса ПЕТРОВА, психолог:

– Когда любой человек, будь то геймер-любитель или профессиональный киберспортсмен, выполняет игровую задачу, просто в удовольствие играет в компьютер, но может в любой момент остановиться и заняться другими делами, то все в порядке. На мой взгляд, именно здесь и проходит грань между нормальным поведением и зависимостью. Если человек не выполняет социальные обязанности, у него нарушается режим питания и сна, он перестает общаться с людьми вне компьютера – тогда это уже становится зависимым поведением.

Никита ОБИДИН, костромич,

участник киберспортивных турниров по CS:GO:

– Впервые слышу, чтобы в XXI веке кто-то считал, что киберспорт – это не спорт. Практически все мои друзья какую-то часть своей жизни проводят за компьютером и ничего плохого в этом не видят. Мы точно так же, как шахматисты и игроки в шашки, тренируемся, продумываем стратегии, соревнуемся с достойными соперниками. Так чем мы хуже их?

Николай ТВЕРДОХЛЕБ, мастер спорта СССР по борьбе самбо, мастер спорта России по карате:

– Я не считаю игру в компьютер спортом и негативно отношусь к этому в целом. Сейчас есть такая неприятная тенденция, что все называют спортом – скоро и игру в карты им признают. В моем понимании спорт – это в первую очередь движение, а движение – это жизнь. Если ребенка с детства приучать к сидению за экраном, то здоровым и сильным он не вырастет. От сидячего образа жизни все органы приходят в негодность, человек набирает вес. Называть «это» спортом – кощунство.