В Костроме обсуждается предстоящая реформа городского пассажирского транспорта. Инициаторы проекта предлагают целый ряд нововведений, которые, по их замыслу, позволят улучшить систему пассажирских перевозок в столице региона. В целом костромичи позитивно приняли идею реорганизации, но некоторые ее аспекты, например, тема троллейбусов, все же вызвали неоднозначную реакцию, как со стороны общественников, так и простых жителей. Мы попытались без эмоций разобраться в деталях будущих преобразований.

Важен диалог

Начнем с того, что реформа городского общественного транспорта в Костроме назрела давно. На самом деле, жители и гости города всего лишь хотят, чтобы общественный транспорт был комфортным, ходил строго по расписанию, а стоимость проезда не слишком влияла на содержимое кошелька. Сразу оговоримся: то, что реформа состоится, вопрос решенный, но вот ее отдельные составляющие, в принципе, на протяжении ближайших месяцев могут меняться. Областные и городские власти регулярно проводят совещания с участием специалистов различных ведомств, ведут переговоры с потенциальными поставщиками новых автобусов, еще и еще раз просчитывают различные варианты.

В середине июня в администрации региона состоялась пресс-конференция, на которой заместитель губернатора Юрий Маков рассказал журналистам о сроках и основных составляющих реформы. Чуть позже в администрации Костромы, как сообщает пресс-служба администрации города, прошли публичные слушания, на которых жители озвучили свои предложения по улучшению транспортного обслуживания населения. По словам начальника Управления городского пассажирского транспорта Сергея Будько, костромичи ощущают острую необходимость в изменении работы общественного транспорта. «Мы открыты для диалога с нашими пассажирами», – отмечает он.

График прежде всего

На пресс-конференции Юрий Маков рассказал журналистам, что необходимые расчеты выполнены. Проведены встречи с представителями госкорпорации, которая на федеральном уровне занимается реализацией проектов модернизации транспорта в городах. Крупные федеральные финансовые структуры уже выразили готовность сотрудничать с Костромской областью по лизингу, который сегодня рассматривается как оптимальный вариант приобретения новых автобусов для системы общественного транспорта Костромы.

Одна из главных претензий к работе городских автобусов заключается в том, что зачастую они не соблюдают график движения по некоторым маршрутам. В соответствии с реформой предлагается внедрение так называемой системы брутто-контрактов, то есть перевозчики будут получать деньги не за количество перевезенных пассажиров, а за выполненные рейсы: «Сейчас за что платим? За количество пассажиров. Работать ночью или рано утром перевозчикам невыгодно. На рейсы водители часто не выходят. А днем в погоне за пассажиром маршрутки и автобусы обгоняют друг друга, нарушая все нормы безопасности. Теперь предлагается платить за километры. Утром, днем, вечером, ночью – неважно. Есть расписание. Чем больше накатал по нему километров – тем лучше самому водителю», – отметил Юрий Маков.

Возникает вопрос: перестанут ли на самом деле водители «гоняться» за пассажиром? Ведь их прибыль все равно будет формироваться в том числе и за счет выручки. Видимо, именно на этот случай автобусы укомплектуют бортовыми комплексами видеофиксации. Нарушителей система контроля будет фиксировать автоматически, за нарушения будут выписываться штрафы. Видеокамеры также зафиксируют и нарушение расписания движения. Кроме того, в автобусах появятся автоматизированные системы учета пассажиропотока.

Льготы сохранят

Еще одно новшество – возможность бесплатной пересадки с одного маршрута на другой в пределах стоимости одной поездки. Время, в течение которого будет возможность совершить такую пересадку, установят исходя из графиков движения транспорта. Один из вариантов – полчаса.

В числе важнейших задач, которые ставят инициаторы транспортной реформы, максимальный уход от оплаты проезда наличными и ввод транспортных карт. Со стороны некоторых заинтересованных в продвижении реформы сторон озвучиваются предложения все же оставить возможность оплаты наличными, но при этом разница в стоимости поездки при разных вариантах оплаты должна быть существенной, например, картой – 25 рублей, а наличными 30 рублей.

По словам Юрия Макова, все льготы сохранят. По поручению губернатора прорабатывают решения по льготному проезду детей – школьников и студентов. А вот для любителей проехать на общественном транспорте «зайцем» новости не слишком приятные. Штраф за неоплаченный проезд предлагают сделать максимальным, то есть пять тысяч рублей. Предварительно стоимость проезда в костромском общественном транспорте составит 30 рублей. В администрации области считают, что это адекватная цена, которая будет находиться на уровне стоимости проезда во всех регионах ЦФО.

Время троллейбусов уходит?

Что касается троллейбусов, Юрий Маков отметил, что в итоге троллейбусные маршруты будут упразднены, содержать и обслуживать их сегодня экономически нецелесообразно. Содержание троллейбусного управления обходится бюджету в более 100 миллионов рублей ежегодно. На обновление существующей контактной сети и закупку новых современных троллейбусов с возможностью автономного хода потребуется минимум 1,2 млрд рублей. В то время как троллейбусы перевозят в Костроме лишь четыре процента от всего пассажиропотока. По словам заместителя губернатора, коллектив троллейбусного управления сохранят, а на базе управления будут обслуживаться новые автобусы большой вместимости.

Тема троллейбусов – сложная и неоднозначная. С одной стороны, эти «рогатые» машины давно и прочно вписались в транспортную систему города, представить себе Кострому без троллейбуса действительно трудно. С другой стороны, троллейбус в современных реалиях – вещь довольно дорогая, стоимость одного нового экземпляра может превышать в два, а то и в три раза стоимость большого городского автобуса. Плюс обновление и содержание контактной сети. Во многих, в том числе небольших, городах мира, отдают предпочтение автобусам и, как ни странно, трамваям, и даже легкому наземному метро. Последним двум не страшны пробки, их салоны вмещают гораздо большее число пассажиров, чем автобус или троллейбус. Да и электробусы нельзя сбрасывать со счетов. Как показывает практика, будущее за автономным электрическим транспортом. Может быть, пройдет несколько лет и стоимость электробуса сравняется со стоимостью обычного автобуса.

Хотелось бы, чтобы на улицах Костромы было как можно больше комфортабельных и вместительных автобусов, подобных тем, что ходят по маршруту 101

Безболезненное исчезновение троллейбусов с улиц Костромы возможно, если им на смену всерьез и надолго действительно придут большие комфортабельные автобусы. Именно на массовое появление в Костроме современных, вместительных, удобных машин и надеются жители областного центра.

Отметим, что с 1 октября в Костроме начнет действовать так называемая промежуточная схема, состоящая из 37 маршрутов, в том числе троллейбусных. Новая схема транспортного обслуживания населения должна заработать к 1 апреля 2023 года.

Антон ИВАНОВ

Юрий МАКОВ, заместитель губернатора Костромской области:

– Этот проект будет реализован в обязательном порядке. Решение непростое, повлечет за собой увеличение нагрузки на региональный бюджет, но оно назрело очень давно. Это вопросы безопасности и удобства костромичей. Бремя финансовых затрат на реализацию проекта мы в обязательном порядке разделим с администрацией города Костромы, поскольку это, в первую очередь, обязанности муниципальных властей по организации комфортного транспортного обслуживания населения.

Ника, Кострома:

– Я активный пользователь общественного транспорта и было бы здорово, если бы все эти планы действительно были реализованы именно в таком виде, как предлагается. Не хотелось бы видеть на улицах города старые и ржавые автобусы.

Евгений ЛУКОЯНОВ, водитель автобуса 101-го маршрута:

– На автобусе начал работать еще в молодости, в Нерехте. На новую машину сел в прошлом году, ощущения такие, словно сел на автомобиль после велосипеда. В кабине удобно, температура комфортная, тишина. Пассажиры отзываются положительно, некоторые специально ждут на остановке, чтобы сесть в наши автобусы. Им и заходить удобно, особенно женщинам с колясками и людям с ограниченными возможностями здоровья.

Ринат, Кострома:

– Я редко езжу на общественном транспорте, но, я думаю, перемены нужны. Автобусы предлагается использовать новые, большой вместимости, насколько я знаю, предлагают оставить те, которые не старше двух лет. Я положительно оцениваю это решение, общественным транспортом сегодня нужно заниматься. Планируется убрать дублирующие маршруты и наш убыточный электротранспорт, который обходится гораздо дороже, чем автобусы. Я считаю это правильным. Порой смотришь – там три человека едут.

Ольга, Кострома:

– Наверное, нужно что-то менять, невозможно стоять на месте. Хотелось бы, чтобы было только лучшее. Ездим каждый день, до некоторых районов не всегда удобно добраться. Главное для меня, чтобы транспорт был комфортабельный и вместительный, без толкучки, без нервотрепки. Утром в час пик бывает тяжело уехать. Бесплатные пересадки тоже неплохое решение, если они будут проходить без больших задержек. График движения очень важен, чтобы понимать, в какое время нужно выходить, чтобы вовремя доехать до работы и вечером домой добраться.

Денис ПЕТРОВ, технический директор автотранспортного предприятия, обслуживающего 101-й маршрут:

– Новые большие автобусы работают на газомоторном топливе – метане, запас хода 350 километров плюс-минус, в зависимости от времени года. Поскольку автобусы новые, технических проблем у нас с ними не возникает. Так заведено, что каждый экипаж эксплуатирует свою машину. Водители бережно относятся к технике. Автобус вмещает 115 пассажиров, 28 сидячих мест. Когда автобусы поехали, мы сразу стали получать положительные отзывы от пассажиров. Ежедневно по возвращении с линии все машины отправляются на мойку и уборку салона.