В штаб акции «Вместе ищем солдата» продолжают поступать письма, звонки и обращения читателей с просьбами отыскать близких. Сегодня, мы расскажем вам об очередных итогах нашей поисковой работы. Наш нынешний рассказ — о бойце Волховского фронта, уроженце Солигаличского района Александре Андрияновиче Дудине.

Три поколения поисков

В штаб акции «Вместе ищем солдата» обратилась жительница города Солигалича Светлана Николаевна Дедюхина, которая разыскивает своего дядю Александра Андрияновича Дудина, пропавшего без вести в годы войны.

«У моей бабушки было трое сыновей и четыре дочери, – пишет нам племянница солдата. – Одна из них – моя мама. Жили мы в деревне Великово Васильевского сельсовета Солигаличского района. Перед войной двое сыновей моей бабушки – Александр и Николай уезжают работать в Ярославль, откуда в 1941 году они уходят на фронт. На одного из них — Александра Дудина – пришло извещение, что он пропал без вести.

Всю жизнь моей бабушке и моей маме хотелось разыскать своего сына и брата. Теперь, когда их уже нет в живых, мне очень хочется узнать о том, где погиб и похоронен мой дядя Александр Андриянович Дудин».

На Волховском фронте

Уважаемая Светлана Николаевна, благодаря фондам Центрального архива Министерства обороны мы выяснили, что ваш дядя во время войны служил в 1014-м стрелковом полку 288-й стрелковой дивизии, воевавшей на Волховском фронте.

288-я стрелковая дивизия была сформирована в июне 1941 года в Ярославской области, под селом Карабиха. 16 августа на станции Всполье дивизия приступила к погрузке в эшелоны.

По прибытии на Волховский фронт дивизия заняла позиции по реке Волхов, где 1 сентября 1941 года разведчики дивизии столкнулись с авангардом 21-й пехотной дивизии противника.

16 октября 1941 года немецкие войска перешли в наступление, прорвав оборону 288-й стрелковой дивизии в районе села Грузино, и вынудили подразделения дивизии к отступлению на восток.

Затем дивизия в течение почти двух лет ведет безуспешные бои за Грузино, где противник имел плацдарм на правом берегу реки Волхов.

Со второй декады января 1944 года, в рамках общего наступления по полному снятию блокады Ленинграда, подразделения 288-й стрелковой переходят в наступление в общем направлении на город Любань и участвуют в освобождении города 28 января 1944 года. После взятия Любани дивизия была отведена в армейский резерв и переброшена в район города Шимска.

Уважаемая Светлана Николаевна, сегодня нам стало известно, что в ноябре 1941 года в разгар немецкого наступления на город Тихвин в плен к противнику попал рядовой 1014-го стрелкового полка 288-й стрелковой дивизии Александр Андриянович Дудин.

В шахтах Рура

Александр Андриянович находился в заключении в лагере для военнопленных Stalag 6-A, расположенном в городе Хемер, в земле Северный РейнВестфалия, на севере горного массива Зауэрлянд, богатого углем.

С осени 1942 года туда отправляли тысячи советских военнопленных для работы в угольной промышленности. Известно, что в ноябре 1942 года смертность в Stalag 6-A составляла 140 человек в день. С начала 1943 года лагерь Хемер окончательно превратился в «Русский лагерь», где одновременно содержались более сорока семи тысяч советских пленных.

Русских военнопленных использовали на самых тяжелых работах – в угольных шахтах Рура. Средняя продолжительность жизни советских военнопленных, работавших в шахтах, составляла пять месяцев. Умерших хоронили на различных кладбищах города.

Большое кладбище находилось на холме Дулох, западнее Хемера. На том месте, где заключенные каждое утро и вечер выстраивались на многочасовую перекличку, сегодня находится казарма бундесвера. В мемориальной комнате, расположенной напротив караульного помещения, представлены фотографии, документы и предметы обихода, посвященные лагерю Stalag 6-A.

Последний привет заключенного Дудина

Личное дело Александра Дудина, сохранившееся до наших дней, сообщает нам о том, что 27 марта 1942 года Александр Андриянович умер в лагере для военнопленных.

Немецкие документы сохранили нам последнее прижизненное фото рядового Дудина и отпечаток его пальца – невеселый последний привет своим родным и близким, разыскавшим его спустя 72 года после смерти.

Уважаемая Светлана Николаевна, могила вашего дяди расположена на русском кладбище немецкого города Хемер. Полоса номер 42, участок 18