В редакцию «Северной правды» обратилась Нина Александровна Жарова, труженица тыла, ветеран труда. В эти дни она благодарит всех, кто проявил заботу, помог и поддержал ее: руководству страны и области, волонтерам и социальным службам. Но в День Победы мы хотим сказать спасибо именно ей, а в лице Нины Александровны и всем труженикам тыла, которые своей работой приближали заветный день.

Трудовая история Нины Александровны, как и многих других тружеников тыла, началась еще в раннем детстве. Родилась она в деревне Теплецово, что в Галичском районе. Работать начала рано. Когда пришла война, Нине Александровне едва исполнилось тринадцать лет. Тогда она трудилась в колхозе. Вспоминает, что в три часа утра всех будили драть лен, потом его сушили, собирали в копны. Молодые девчонки старались и не берегли себя.

Работали на быках. А зачастую ходили на работу за девять километров, ночевали на полу в избе, куда пускали. В 1943 году девочек-подростков отправили в Кострому, в школу ФЗО. Ткацким фабрикам нужны были кадры. В группе Нины Александровны было двадцать человек. За плечами девчонок – семь классов школы, а с собой минимум вещей.

Вспоминает Нина Александровна и свою подругу, Валентину. Они познакомились, когда вместе ехали в школу ФЗО. «Я ехала и плакала. Мама оставалась в деревне, больная, папа уже пожилой… А Валя и говорит: «Что ты плачешь?! У тебя мама жива. А у меня в Ленинграде все погибли». У нее родители, братья, сестры умерли в блокаду. Так мы и плакали всю дорогу. А потом дружили больше пятидесяти лет», – делится наша собеседница.

Нину Александровну определили в приготовительный цех. Тогда фабрика «Искра Октября» выпускала суровую нитку, необходимую для изготовления парашютов. Начались трудовые будни. В цехе стояла пыль, молодые девочки таскали огромные тяжелые тазы. «Работали так – один день с пяти утра до пяти вечера. Другой день говорят – сегодня выходим с двенадцати дня до двенадцати ночи. Все зависело от того, когда давали энергию. Выходных и отпусков не было. Иногда и перерывов тоже», – рассказывает Нина Александровна. Так как работали в ночь, спать часто оставались на фабрике, прямо на льне. На бегающих рядом голодных крыс со временем перестали обращать внимание.

Как вспоминает ветеран, с питанием было сложно. Выдавали талоны, но их отоваривали нерегулярно. Однажды вместо мяса выдали по килограмму селедки. Голодные девчонки съели все в один присест, без хлеба. А потом выпили ведро воды. «Наутро пришли на работу – все опухшие, глаза не открываются. Мастер охнул: «Девчонки, что с вами…» – с юмором рассказывает Нина Александровна.

Взрослые работницы, конечно, поддерживали молодых девчонок. Твердили, что кончится война и все будет хорошо. И 9 мая 1945 года Нина Александровна запомнила особенно ярко. «Мы в тот день работали в ночь – с двенадцати дня до полуночи. И все девчонки бегали ко мне с вечера, шептались: «Говорят, что война кончилась». Но объявления еще не было, и мы легли спать. А ранним утром как забарабанили в дверь: «Девчонки, Победа!». Мы тут же от радости все подушки перекидали. Собрались и побежали на фабрику. Перед воротами стояло все начальство, машина, обитая белым полотном, с надписью: «С Днем Победы!». В тот день мы не работали…. Люди шли, кто пел, кто плясал, кто плакал. Все это помню как сейчас», – рассказывает Нина Александровна.

Ее брат – Николай Александрович Малинин был воздушным стрелком. Получил тяжелые ранения, но прошел всю войну и демобилизовался лишь в 1949 году, имея орден Красной Звезды. Все шестеро братьев и сестер Малининых прошли войну – кто на фронтах, кто в тылу, за работой.

После Победы жизнь постепенно налаживалась. Смеясь, Нина Александровна вспоминает, как радовались молодые работницы новости, что на 25 процентов снижены цены на чулки. Несмотря на все трудности военного времени, девушки оставались девушками.

И спустя 75 лет День Победы для нее остается особым праздником. Память переносит Нину Александровну в тот цветущий май 1945-го, к воротам родной фабрики, где ее товарищи отмечали окончание войны. Спасибо им, кто не щадил себя на трудовом фронте.