Костромской подросток стал призером международной олимпиады по географии

Есть мнение, что в провинции людям гораздо сложнее добиться успеха, «выбиться в люди». Но бывают исключительные личности, чьи таланты и трудолюбие успешно опровергают этот тезис. Корреспондент «Северной правды» побеседовал с Яном Некрашевичем. В своем юном возрасте – Ян недавно окончил 9-й класс, он взял бронзу на Международной Балтийской олимпиаде по географии. Причем он один в составе российской команды представлял регион. Как выяснилось впоследствии, это далеко не единственное его достижение.

От похода до олимпиады

– Для начала расскажи, пожалуйста, о себе.

– Я родился в Костроме, учился в 34-м лицее, в физико-математическом классе. Окончил 9-й класс, в 10-м планирую учиться уже в Москве.

– Почему заинтересовался именно географией? Может, тебя вдохновлял кто-то, подталкивал к этому?

– У нас преподает замечательная учительница – Елена Викторовна Костылева. Она очень интересно вела занятия, организовывала для нас походы. Мы узнавали, как работают разные метеорологические предметы, получали общие знания о природе. В какой-то момент меня заметил Вячеслав Илларионович Бондаренко, он сейчас в КГУ преподает географию на факультете естественных наук.

Сказать по правде, я не особенно симпатизирую школьной географии, заинтересовался предметом именно после участия в олимпиадах. Так получилось, что еще с начальной школы писал много олимпиад по разным предметам. Действительно хорошие результаты показал именно по географии. Это может прозвучать странно, особенно учитывая тот факт, что учусь в физико-математическом классе. Но в технических науках нужна особая специальная олимпиадная подготовка, которой по разным причинам я не имею.

– То есть выходит, что география – это совсем не твой профиль?

– Выходит, что она стала моим профилем теперь. Но одной географией все не ограничивается – я увлекаюсь многими науками. В этом году писал четыре региональные олимпиады по разным предметам – география, история, право, русский язык.

– А зачем так распылять свои силы? Не лучше ли заниматься чем-то одним и больше в этом преуспеть?

– Да, ровно тоже самое мне часто говорят преподаватели. Проблема в том, что если региональный олимпиадник не мультифункционален – он просто никому не нужен. Я считаю, что магистральное направление нужно выбрать уже на хорошем уровне. Сейчас пока не вижу, чтобы какой-то из интересов превалировал над другими. Конечно, рано или поздно настанет момент, когда я просто нарисую табличку с плюсами и минусами каждого из предметов и остановлю свой выбор на одном из них. Сейчас самое логичное развитие событий именно на поле географии, но пока что концентрироваться на ней и бросать все остальное рано. У меня впереди еще два года обучения, времени принять решение предостаточно.

Ответственный «бой»

– Расскажите, пожалуйста, про саму олимпиаду. Какие были задания?

– Олимпиада состояла из трех этапов – теоретический, практический и тест.

– Практический этап? Я так понимаю, это мероприятие принципиально отличается от олимпиады в привычном ее понимании – когда люди просто сидят за столами и решают задания?

– У вас странные представления об олимпиадах. Практический тур – обычное явление любого подобного мероприятия. Для физиков это может быть эксперимент, для географов – это картирование местности и так далее. Могут быть разные сопутствующие события – просветительские лекции от известных ученых.

– Сильные были соперники?

– Да, и это порадовало – высокий уровень олимпиады. Очень сильная, если можно так сказать, школа географии в Польше. Кроме поляков участвовали в Балтийской олимпиаде представители еще трех стран – Латвии, Эстонии и России. Все показали отличные результаты. Тем не менее наивысший бал набрал поляк Матеуш Петрович – мой приятель. Я бы не сказал, что с большим отрывом, но все равно победа есть победа.

– Я правильно понимаю, что для того, чтобы показать на олимпиаде хороший результат, недостаточно просто «знать», нужны еще какие-то навыки. Какие?

– В первую очередь нужна теоретическая подготовка по географии. Кроме узконаправленных теоретических знаний, требуются также знания по практическим вопросам – география медицины, например. Как бороться с малярией, почему болезнь имеет географическую привязку? И тому подобное. Ну и, конечно, важно знание английского языка. Это чуть ли не главный навык, так как абсолютно все говорят там по-английски. Без знания языка туда просто не возьмут, каким бы великим географом ни был желающий поучаствовать. Ну и, конечно, чтобы иметь успех, нужно обладать удачей. На мультимедийном тесте иногда попадаются такие вопросы, что практически никто из участников понятия не имеет, как на них отвечать. Приходится просто угадывать. Что же касается практических навыков: у нас было два практических тура – картирование местности и ее анализ. И даже здесь все равно не обойтись без узкоспециализированных знаний.

– Что нужно сделать, чтобы принять участие в олимпиаде?

– Прежде всего нужно быть школьником. Начинаем с малого – школьный этап всероссийской олимпиады, дальше муниципальный, потом региональный и, наконец, всероссийский. Если человек способен продемонстрировать что-то стоящее, то его замечают тренеры сборной России по одной из олимпиадных дисциплин, например по географии. Тогда его берут в команду сборной России, участвующую в международных олимпиадах. Повторюсь, на этом этапе очень важно владение английским языком – я знаю много прекрасных людей, которые всероссийский этап написали замечательно, но при этом не являются членами сборной России просто потому, что не знают английского. Большую роль имеет личность человека – насколько он коммуникабелен. Если наладить контакт с тренером, то вероятность попасть в команду сильно возрастает.

– Подготовка к олимпиаде заняла много времени?

– В олимпиадной среде есть глагол «ботать» – однокоренной слову «ботаник». Оно означает обучение, занятие предметом. Один мой хороший друг сказал: «Когда ты не ботаешь, ты деградируешь». Как спортсмен все свое время отдает на подготовку к выступлению, так и олимпиадник готовится, читая огромное количество материалов, решая задания. Без этого просто невозможно хорошо выступать. Еще для подготовки участники олимпиад ездят на сборы – обычно это две недели совместной интенсивной подготовки с очень сильными и интересными преподавателями. Теперь из-за пандемии часто проводят дистанционные сборы – тоже очень полезная вещь.

Учеба с интересом – залог успеха

– Это, наверное, страшно утомительно? Как себя заставлять постоянно учиться?

– Это должно быть интересно, изучаемый предмет нужно любить, быть в него погруженным, других вариантов нет. В какой-то момент человек понимает, что ничто, кроме науки, его развеселить не может – он преисполнился в своем познании и начинает заниматься днями напролет.

– Гордишься тем, что занял третье место? Или ты рассчитывал на большее?

– Конечно горжусь, потому что я девятиклассник. В прошлом году бронзу взял десятиклассник. В 19-м году была еще восьмиклассница. В этом году я писал еще и европейскую олимпиаду по географии, она проходила в дистанционном формате, в ней я взял серебро. Но это серебро менее важно, чем бронза на Балтийской олимпиаде, потому что уровень абсолютно разный – олимпиада намного сложнее, интереснее и намного больше знаний дает. У нее КПД выше для подготовки к самой важной Международной олимпиаде iGeo. Она в этом году пройдет тоже дистанционно. В общем, я очень и очень доволен тем, что взял бронзу – это для меня действительно много значит.

– Чем-то еще увлекаешься, помимо географии?

– Официально я призер Всероссийских президентских спортивных игр – там было что-то наподобие пятиборья. Была легкая атлетика, плавание, стритбол, настольный теннис и шахматы. Раньше гимнастикой занимался и даже в народном ансамбле танцевал. В общем, нужно делать все и сразу, а где получится, там получится.

– Ранее ты упоминал, что собираешься переезжать в Москву. А какие у тебя планы на будущее? Будешь ли еще участвовать в олимпиадах?

– На данном этапе я нахожусь в процессе поступления в Летово. Это очень хорошая школа с пансионом в Москве. На время учебы в 10-11-х классах участие в олимпиадах мне точно обеспечено. Благодаря моим успехам в учебе, есть возможность поступить в любой вуз России. Но сейчас никто не знает – а вдруг в Оксфорд получится поступить или в Кембридж? Что касается профессии: точно сказать сложно. Я занимаюсь всем и при этом все равно знаю, что ничего не знаю. Что могу сказать: это не будет связано с техническими дисциплинами, в айтишники я точно не пойду. Может, биология или география станут моей основной областью, а возможно, я вообще в лингвистику переметнусь.

Дмитрий СЕРГЕЕВ