Почти полвека костромичка Валентина Хмелева отработала на железной дороге. Кроме того, на протяжении тридцати четырех лет она руководит первичной организацией ветеранов станции Кострома­-Новая. Недавно Валентина Александровна отметила девяностолетний юбилей. Мы встретились с ней в канун Дня железнодорожника. Главные жизненные принципы Валентины Хмелевой — доброта и сердечность, стремление помочь ближнему и делом, и хорошим советом.

Их было четверо из нашей деревни

­- Валентина Александровна, расскажите, откуда вы родом?

­- Родилась в деревне Ториново Нерехтского района, проучилась там до четвертого класса, потом мы с семьей переехали жить в Космынино. Там я окончила семь классов. Сразу поступить в техникум было не под силу, из­-за материального положения.

­- Кто были ваши родители?

­- Мама – домохозяйка, а папа был пекарем в поселке Зорино, рядом с Космынином. Уходил на работу очень рано.

­– Сколько вам было лет, когда началась Великая
Отечественная война?

­- В июне началась война, в июле мне исполнилось восемь лет. Я помню, наше Ториново хорошо охраняли, ходили патрули, в центре деревни висел рельс с металлической палкой: мало ли случится пожар или еще что, сразу начали бы стучать, звон было бы слышно очень далеко. Но, к счастью, до нас вражеские самолеты не долетали, и все равно за небом постоянно наблюдали.

­- В военное время было тяжело.

­- Да, семья многодетная. Перекапывали поле, ища мерзлую картошку, собирали ботву, варили из нее щи. Ходили в лес за грибами и ягодами. Делали соленья, сушили, ягоды мочили в бочке. Помню, брат любил лошадей, работал возницей, перевозил разные грузы. Одна из сестер трудилась на торфянике в Космынине, мы поэтому туда и переехали.

­- Ваши родные воевали?

­- Один брат, Федор, ушел в армию еще в 1939 году по призыву. Что с ним случилось, неизвестно, только пришла похоронка. Второй брат, Геннадий, в 1942 году ушел восемнадцатилетним на фронт. Их было четверо из нашей деревни. Служил в танковых войсках, воевал в том числе и на Дальнем Востоке. Вернулся домой с наградами.

Трехслойный бутерброд – хлеб, соль и горчица

­- После окончания семи классов уехали в Кострому?

­- Да, четыре с половиной месяца училась на курсах счетоводов. Учились мы на улице Симановского.

­- Сколько вам было лет, когда вы пришли работать на железную дорогу?

­- Семнадцать. Я пришла на железную дорогу в феврале 1951 года. Помню, напротив вокзала были магазин и столовая, там, где сейчас магазин «Дружба». На Никитской стояли жилые одноэтажные деревянные дома, баня.

Валентина Александровна в молодости

­- Автобусы до вокзала ходили?

­- Да, но я, чтобы не тратиться, ходила на работу пешком, хотя и жила на улице Свердлова у сестры отца, тети Мани. Проезд стоил пять копеек, экономила. На поездах ездила разве что в Космынино к родителям, билет стоил сорок копеек.

­- На электричке?

­- Тогда дорога у нас еще не была электрифицирована, использовалась паровозная тяга, к паровозу цепляли вагоны, и можно было даже на площадке «зайцем» доехать до того же Космынино, если, конечно, ревизор не поймает (смеется).

­- Валентина Александровна, а как вас взяли на работу в таком возрасте?

­- Такое было время. В июле мне исполнилось семнадцать, пошел восемнадцатый и нужно было уже устраиваться. Две мои подружки уже работали на железной дороге, они мне и говорят: «Давай, приходи к нам». А я сначала пошла на комбинат Ленина, там меня брали, но после предложения о работе на железной дороге решила пока воздержаться от работы на комбинате и прислушалась к совету подруг.

В итоге сначала меня взяли конторщиком в товарную контору писать документы. Клиенты предоставляли грузы, мы их принимали, оформляли, загружали в вагоны, формировали составы и отправляли по месту назначения. Позднее, после техникума, перевелась на другую должность. Занималась движением поездов, принимала и отправляла составы.

­- А куда в то время ходили поезда из Костромы?

­- До 1956 года движение было открыто только в сторону Ярославля. В то время город активно развивался, стали строить городскую кольцевую железную дорогу. В 1956 году открыли ветку Кострома – Галич. Стройка шла трудно, местность тяжелая, болотистая. Тем не менее дорогу построили и поезда пошли в сторону Дальнего Востока, в том числе и пассажирские.

­- Вы упомянули, что учились в техникуме.

­- Долго я в товарной конторе не проработала, наверное, усидчивости не хватало, перевелась в приемосдатчики. Через десять лет поехала по направлению предприятия учиться в техникум в Ухту, очно. Мы приехали из разных городов: были девушки из Кирова, Иванова, Челябинска. Вчетвером поселились в комнате. Стипендия 24 рубля, на которую и жила. Ела в столовой гарнир без ничего и трехслойный бутерброд – хлеб, соль, горчица. Поэтому кооперировались и готовили сами на кухне. Помогали друг другу в учебе, дружно жили. Я стала секретарем комсомольской организации техникума, привлекали меня и в городскую комсомольскую организацию.

Через три с половиной года вернулась в Кострому и решила, что в грузовую не пойду, пойду в движение. Стала дежурной по станции. Чтобы принять или отправить поезд, пользовались специальными жезлами, которые приходилось ловить на проходящем составе буквально на ходу. Система жезлов использовалась для того, чтобы на одном пути не оказалось одновременно два состава.

Тот период, наверное, стал самым счастливым временем в моей жизни. Ведь через несколько месяцев вышла замуж, а потом ушла в декрет. Родила сына. Вернулась снова в грузовой цех, на контейнерную площадку, где отработала двадцать лет. Под моим руководством было двадцать девять человек. Сложный был участок.

­- В чем заключалась сложность?

­- В 1978 году открылась новая контейнерная площадка, мы принимали по двести контейнеров в день от грузоотправителей, различных предприятий Костромы и области, а еще к нам прибывало по тридцать вагонов в сутки, и все их разгружали. Очередь из машин, бывало, стояла по всей улице Юрия Смирнова. И все равно автотранспорта не хватало. Надо было обеспечить не только безопасность движения, но и сохранность грузов. Справлялись и даже занимали призовые места в соцсоревованиях.

Собрали близких и расписались

­– Валентина Александровна, расскажите немного о личной жизни, как с мужем познакомились?

­- На железной дороге, я работала дежурной по станции, принимала поезда, а он был кондуктором, сопровождал эти поезда.

­- Что это значит?

­- Следил за безопасностью. Кондуктор находился на площадке последнего вагона и смотрел, чтобы не сорвали пломбы, на станциях отцеплял или прицеплял вагоны. Он заходил ко мне отмечаться. Посидит, поговорим, потом в кино пригласил.

­- Как свадьбу сыграли?

­- Собрали близких, расписались в здании бывшей гауптвахты, сели на автобус и поехали домой, посидели за столом.

­- Дети?

­- Сын и двое внуков уже взрослые. Один уже окончил «технолог», второй еще учится.

­- Вы помимо всего прочего еще и руководите костромской ветеранской организацией железнодорожников.

­- В 1989 году ветеранская организация у нас уже работала, именно тогда мне и предложили ее возглавить. Отмечаем праздники, дни рождения, День пожилого человека, День железнодорожника. Посещаем пенсионеров, приглашаем ветеранов на чаепитие, общаемся.

­- Кто из коллег для вас являлся ориентиром?

­- Всегда с благодарностью вспоминаю начальников станции, с которыми мне довелось много работать: Юрия Константиновича Иванова и Станислава Михайловича Лазарева, ярчайшие личности, настоящие профессионалы, замечательные люди. У нас на железной дороге все такие.

­– Валентина Александровна, оглядываясь на прожитые годы, имея такой богатейший жизненный опыт, скажите, какие качества для вас в людях главные?

­- Доброта и сердечность. Нужно быть мягче, стирать острые углы в общении. Помогать друг другу, советовать.

Алексей ИВАНОВ

Фото автора и из личного архива Валентины Хмелевой