Почти три десятилетия преподаватель Костромского политехнического колледжа Надежда Полетаева сеет разумное, доброе, вечное. Ее воспитанники разъехались по всем уголкам нашей необъятной Родины. Главным увлечением своей жизни она считает работу. Мечта заниматься любимым делом – инженерной геологией – однажды обрела для нее совсем иное значение. По мнению Надежды Александровны, важно даже не то, где ты трудишься, а то, насколько отдаешь себя тому делу, которому посвятил всю свою жизнь, и что планируешь оставить после себя.

«Мечтала стать комбайнером»

– Надежда Александровна, вы костромичка?

– Нет, я родилась в Плесе.

– Кем в детстве мечтали стать?

– В школьном сочинении на тему: «Кем я хочу быть» написала, что хочу стать комбайнером.

– Неожиданно!

– У нас рядом с домом был садовый участок, кроме того, в школе мы постоянно ездили в колхоз помогать с уборкой урожая, и мне нравилось заниматься сельским хозяйством. Захотелось какого-то размаха. И родители, и классный руководитель были не восторге от этой идеи, убедили, что комбайнер не женская профессия. В итоге я решила учиться на геолога, поступила в Костромской архитектурно-строительный техникум.

– Геология для непосвященных – это, прежде всего, романтика: горы, север, экспедиции.

– Да, и мне не хотелось сидеть в помещении. Но моя специальность – это все же немного о другом. Инженерная геология изучает грунты в качестве оснований зданий и сооружений. Мы проводим инженерно-геологические изыскания под строительство жилых домов, общественных зданий, мостов, дорог. Прежде чем строить, нужно понять, на каких грунтах сооружение будет надежно стоять и долго эксплуатироваться.

На участке застройки топографы делают съемку, затем мы, инженеры-геологи, бурим скважины, проводим зондирование грунта, отбираем пробы и направляем их в лабораторию. По результатам анализа полевых и лабораторных работ даем рекомендации проектировщикам по типу фундамента, способам технической мелиорации.

«Хитрые» грунты

– Надежда Александровна, какие полезные ископаемые есть в Костромской области?

– У нас их очень мало. Мы располагаемся в области так называемой Московской синеклизы, это четыре километра осадочного чехла, которая лежит на фундаменте Русской платформы. В осадочных породах очень мало полезных ископаемых, у нас есть песчано-гравийные смеси, доломиты, фосфориты. Для строительства дорог ведутся изыскания песчано-гравийных карьеров. В Солигаличском районе на поверхность выходят пермские отложения, там разрабатывают доломитовые карьеры. Мы однажды туда ездили, искали аметисты.

– Какие грунты преобладают в нашем регионе?

– В основном глинистые и песчаные. По Костромской области прошли три ледника: Окский, Днепровский и Московский. Эти оледенения и сформировали современный рельеф и отложения территории Костромской области, начиная с нижнего отдела и заканчивая современным. Водораздельные пространства сложены моренными и водно-ледниковыми отложениями, а речные долины – аллювиальными, болотными и хемогенными грунтами.

– Что лучше для того же строительства: песок или глина?

– Песок состоит из первичных минералов, это частицы, которые получились из магматических пород в результате физического выветривания. Пески являются довольно прочными основаниями. Глинистые минералы получились в результате химического выветривания и обладают совершенно другими свойствами. Глинистые грунты еще называют «хитрыми», они могут давать осадку на протяжении столетий. Еще один важный момент, который необходимо учитывать при строительстве, глубина промерзания. В нашей области она составляет в среднем полтора – два метра. Также нужно брать во внимание и уровень грунтовых вод и правильно прогнозировать его подъем в дождливое время года.

«Хорошая школа выживания

и приобретения бесценного опыта»

– После окончания техникума вы…?

– Меня распределили в Сибирь, в город Омск. Но до этого, будучи еще студенткой политеха, я провела сезон в поисково-разведочной партии на Дальнем Востоке, в Амурской области. В Сибири работала на буровых установках в качестве техника-геолога. Три с половиной года бесконечных командировок: по всей Омской области и Зауралью. Это была очень хорошая школа выживания и приобретения бесценного опыта. Приходилось работать при температуре минус тридцать пять и управлять бригадой буровых рабочих вдвое-втрое старше меня. В то же время поступила в Свердловский горный институт на специальность «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых».

– Как вы снова оказались в Костроме?

– Через три года работы в Омске вернулась в Кострому, мне хотелось быть ближе к родителям. На новой работе, в институте «Костромапроект», случился служебный роман. Познакомилась с будущим мужем. К сожалению, после выхода из декретного отпуска меня сократили. В начале девяностых многие прошли через эту процедуру. Это стало для меня большим потрясением, настоящим испытанием.

«Мне предложили поработать в ресторане»

– Как вы оказались в колледже?

– После сокращения я отправилась на биржу труда, где дали направление в ресторан посудомойкой, но меня из-за маленького ребенка не взяли. Однажды на бирже предложили стать уборщицей. Когда я взяла направление, меня уже практически в дверях остановила сотрудница биржи труда: «У вас два диплома, один из них красный. Ну куда вы идете? В политехническом колледже есть две вакансии преподавателя, не хотите туда сходить?»

– Пошли?

– Я не хотела преподавать, потому что мне было жалко расставаться с геологией, пошла только потому, что идти было практически некуда. Наш директор Вячеслав Анатольевич Смирнов после собеседования поверил в меня и принял на работу преподавателем инженерной геологии. При этом я сразу же стала руководить цикловой комиссией преподавателей геологических дисциплин. Помимо инженерной геологии пришлось освоить еще, наверное, около пятнадцати различных дисциплин, в том числе, например, техническое обслуживание и ремонт бурового оборудования, механику грунтов, основания и фундаменты, управление персоналом структурного подразделения. Также занимаюсь учебными и производственными практиками.

«Главное мое увлечение – это работа»

– Выпускников политеха знают по всей стране.

– Наши студенты проходят практику на Дальнем Востоке, в Магадане, в Хабаровске. Ездим на Кольский полуостров, в Карелию, Крым, на Урал, в Сибирь. В прошлом году один молодой человек привез с практики дневник и показал его мне. Я никогда не читала таких записей. Он описывает, как шел с грузом за плечами километр вверх по сопке, а затем еще километр вниз, по очень узким тропам, которые протоптали горные козлы. В конце августа выпал снег, а они в палатках. Хотя я и сама так жила, когда ездила на практику, но все равно переживаю каждый год и за каждого студента. И очень жду их возвращения.

В этом году наши студенты принимали участие в инженерно-геологических изысканиях на месте будущего строительства моста через Волгу. Изучали грунтовые условия и по берегам, и в акватории реки. Им очень повезло поработать в таком проекте, познакомиться с новыми технологиями, буровой техникой.

– Тяжело работать с молодежью?

– Да. Я ведь не только преподаватель, но и классный руководитель, а еще наставник. Веду клуб подготовки к производственной практике «Территория». Но со студентами всегда интересно и весело. Даже если и случаются проблемы, мы их вместе преодолеваем.

– Работа работой, но отдыхать все же нужно. Чем занимаетесь в свободное время?

– Пишу стихи и рассказы. Люблю театр, кино, спортом занимаюсь по самочувствию. Кошек подбираем и воспитываем. Но все же главное мое увлечение – это работа. У меня есть дочь и внук. Дочь окончила Костромской государственный университет, работает в нашем колледже преподавателем по специальности «Архитектура».

– Да у вас целая династия. А если и внук пойдет по вашим стопам?

– Надеюсь, он сам определит свой путь. Хочу, чтобы его профессия стала для него осознанным выбором, чтобы он стал мастером своего дела. Знаете, оглядываясь назад, я все же немного жалею, что не получилось стать геологом в полном смысле этого слова. Я мечтала об этом, мне несколько раз поступали предложения вернуться в мою любимую геологию. Но… назад пути нет. Есть такая притча: рабочие строят церковь, их спрашивают: что вы делаете? Один говорит: дроблю камни, второй – зарабатываю на жизнь себе и своей семье, а третий отвечает: строю храм! Первые десять лет работы в колледже я, наверное, дробила камни, а сейчас понимаю, что уже давно строю храм.

Алексей ВОИНОВ

«СП»-ДОСЬЕ

Надежда Полетаева

Учитель года – 2014

Победитель конкурсного отбора лучших мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин в рамках национального проекта «Образование»

Награждена:

почетной грамотой администрации Костромской области,

почетной грамотой Костромской областной Думы,

юбилейным памятным знаком Министерства просвещения Российской Федерации «80 лет системе профессионально-технического образования».