Следователь областного Управления МВД Екатерина Камилатова не только профессионал высочайшего уровня, но и замечательная жена и мама. Вместе с мужем Алексеем воспитывают четверых детей – двух дочек и двух мальчишек. Мы встретились с Екатериной Сергеевной в ее доме накануне Дня семьи, любви и верности. Разговаривали о работе, семье. Полушепотом, чтобы, не дай бог, не помешать сладко спавшему в этот момент десятимесячному малышу.

Грабеж на Привокзальной

– Екатерина Сергеевна, расскажите немного о себе.

– Я родилась в Костроме, мои родители простые люди. Мама – медик, папа – водитель. Есть сестра. В десять лет у меня появилась мечта: я захотела работать в милиции. Не могу сказать точно, почему эта идея мне пришла в голову. Но после девятого класса я перешла в школу №4. Там в десятом и одиннадцатом преподавали профильные предметы для поступления в юридический. В 1998 году я поступила во Владимирский юридический институт МВД.

– Как родители к этому отнеслись?

– Положительно. Уже в то время служба в милиции считалась престижной. Они считали, что я сама должна выбрать свой путь в жизни. А мне очень нравилось, я действительно хотела расследовать интересные дела, ловить преступников.

– Все по-серьезному…

– Да, у меня и специализация в институте была – оперативно-розыскная работа. В 2002 году окончила вуз и вернулась в Кострому. Мне предложили работу в следствии. Втянулась быстро, понравилось.

– Свое первое расследование помните?

– Сложное дело, квартирный грабеж на Привокзальной. Преступление совершил несовершеннолетний молодой человек. Мне, кстати, с ним пришлось еще не раз потом столкнуться. Одним из потерпевших оказался маленький мальчик. И доказательства строились практически только на его показаниях. Подозреваемый не признавался, близкие попытались сделать ему алиби. Но тем не менее удалось доказать вину. Дело ушло в суд, дали условный срок.

Раньше было сложнее заниматься расследованием. Я имею в виду прежде всего материальную базу. В начале двухтысячных компьютеры не были широко распространены, иногда пользовались даже печатными машинками. С другой стороны, новые виды преступлений, то же мошенничество, например, требуют сегодня от сотрудников полиции других знаний, подходов.

Парики, сменная одежда и распределение ролей

– Полиции в работе помогают новые системы, такие, например, как «Безопасный город»?

– Да, но и преступники стараются действовать более изощренно. Нередко, скажем, серийные квартирные кражи совершают иногородние. Криминальный мир не дремлет и ищет способы скрыть следы преступлений.

– Расскажите о самом запомнившемся деле в вашей практике?

– Пожалуй дело 2010 года. В Кострому из северной столицы приехала группа молодых людей – парни и девушки, по мелочи не работали. Они средь бела дня совершили две крупные кражи в ювелирных магазинах, их поймали, несмотря на то, что группа использовала парики, поддельные паспорта, они меняли одежду и распределяли роли. Двое отвлекают, другие двое вынимают из витрины ювелирные изделия, складывают их в сумку и уходят. Кстати, по пути сюда они еще и в Ярославле кражу совершили. Месяцев восемь -девять уголовное дело расследовалось, в результате их осудили. Позднее я использовала этот материал на занятиях для школьников.

– Екатерина Сергеевна, меня всегда интересовал вопрос: что думает человек, прежде чем решиться на преступление, ведь расплата так или иначе все равно придет.

– Есть откровенно недалекие: выпил, украл, чтобы еще выпить. О последствиях не думают. Вторая категория – «бесстрашные», которые не боятся наказания. Для них очередной поход в тюрьму как очередной этап жизни, развлечение, как для нас в отпуск съездить. Случается, что люди, совершив преступление, искренне раскаиваются. Таких, к сожалению, немного. Но обычно мы работаем с одними и теми же.

– Вы чувствуете, когда человек раскаивается, можете определить, лукавит он или искренне сожалеет о сделанном?

– Думаю, что чувствую. Понятно, что я не могу на сто процентов быть уверенной в человеке, но тех, кто, так сказать, на жалость давит, ищет очередной ход, как правило, сразу видно.

В доме стало шумно и весело

– Давайте поговорим о любви, семье и верности, ведь мы ради этого и встретились. Как вы познакомились с будущим мужем?

– Мы с Алексеем учились в одном классе. После школьного выпускного стали встречаться. Он учился в академии химзащиты, я во Владимире, виделись редко.

– Как он вам предложение сделал?

– Само собой все произошло. После учебы я вернулась в Кострому и через год вышла за него замуж.

– Сколько у вас детей?

– Четверо. Дочерям семнадцать и тринадцать лет, сыну скоро исполнится семь. И самый маленький член семьи – сын, которому десять месяцев.

– С каким ребенком было сложней?

– Наверное, со вторым. Когда появился первый ребенок, мы, пожалуй, не ощущали, что стали родителями, это пришло позже. Когда родилась вторая дочь, я почувствовала, что недодала первой того внимания, которое ей было необходимо. К тому, что у тебя много детей, нужно подходить не с позиции, что тяжело, я устаю, а воспринимать это как удовольствие. Когда появился третий, я поняла, что в нашем доме поселилось счастье. Старшие девочки – одной было шесть, другой десять – уже вовсю мне помогали, могли и выкупать, и покормить малыша, давали мне возможность сходить в магазин. Играли, в доме было шумно и весело. Песню включат, танцуют. Младшие оба пошли в семь месяцев. Видимо, смотрели на старших и брали с них пример.

«Этот человечек будет любить тебя всегда»

– Вы изначально планировали столько детей?

– Хотела троих, но думала не потяну, рассчитывала хотя бы на двоих. Когда узнали, что будет четвертый – все обрадовались.

– Как насчет пятого?

– Нет, на этом все (смеется). Возраст.

– Женщина забеременела и задумала сделать аборт. Как ее убедить не делать этого?

– В первую очередь нужна поддержка близких. Важно объяснить, что появление ребенка – это не бремя, не сложности, а радость и счастье. Все трудности проходят, стираются из памяти моментально. Когда тебя обнимает твой ребенок и говорит: «Я тебя люблю», это же ни с чем не сравнится. Этот человечек будет любить тебя всегда.

«Учитесь признавать свою вину»

– Наверное, в вашей семье, как и в любой другой, случаются ссоры, размолвки. Как вы решаете такие проблемы?

– Я вспыльчивая, но быстро отхожу. Уверена, что если проблема возникает, нужно ее решать, разговаривать, обсуждать, искать компромиссы. Понятно, что сразу, как только это произошло, разговаривать не хочется, но нужно чувство обиды, негодования в себе переломить. Все решается. Мы с мужем могли из-за бытовой ерунды поссориться и молчать, копили в себе обиды, накручивали. Когда потом разговаривали, обсуждали, даже смешно становилось.

– Кто должен первый извиниться или подойти?

– Думаю, без разницы, в какой-то степени каждый бывает не прав, нужно учиться признавать свою вину.

– А с детьми?

– Не секрет, что порой дети считают себя умнее родителей. Конечно, проблемы есть и сложности бывают. Где-то нужно быть жестче. Например, я сказала, что дочь должна быть в десять вечера дома, значит, так и должно быть. А где-то нужно и уступить. Важно понимать, что можно позволять, а что нельзя ни в коем случае. Дети нас тоже учат многому. Мы не научим детей извиняться перед нами, если сами не будем извиняться перед ними за свои ошибки.

«Малыш вернул нас снова в молодость»

– Кем ваши дети станут в будущем?

– Старшая поет, хочет поступать в Москву, видит себя артисткой, вторая дочь тоже натура творческая, но с будущей профессией пока не определилась, сын спортом занимается – боксом. Для сыновей главное, чтобы они стали настоящими мужчинами.

– Вы сказали, что хотели троих, план перевыполнен, и что в итоге?

– Счастье! Маленький появился, и у нас с мужем настал новый этап в жизни, мы словно помолодели. Любовь в семье – это когда есть что-то свое, нам радостно вместе, нас не пугают трудности. Мы все друг другу помогаем. Сын узнал, что вы приедете, начал протирать, убирать. Любовь – это забота, внимание, прощение. Когда нас много, все эти чувства умножаются в разы.

Алексей ВОИНОВ