Учитель русского языка и литературы Середняковской средней школы Анна Калинникова стала победителем регионального этапа конкурса «Учитель года» в номинации «Учитель». Анна Юрьевна ответила на вопросы корреспондента «Волжской нови».

– Сколько лет вы уже работаете в школе?

– Восемнадцать. Пятнадцать из них преподавала в Костроме, школе №29, самой старой в городе. И вот вернулась в Середнюю, уже три года работаю в школе, в которой училась сама.

– С детства мечтали стать учителем?

– Помню, когда еще была первоклассницей, написала сочинение, что, когда вырасту, обязательно стану преподавателем и что хочу быть похожей на свою учительницу Валентину Васильевну Колоколкину. Желание учить детей не покидало меня и во время учебы в университете. Я очень благодарна Валентине Васильевне, что еще тогда она подавала мне такой правильный пример.

– У вас есть воспоминания о самом первом своем классе?

– Конечно. Большой был класс, 34 человека. Скажу прямо: из-за этого мое самое первое 1 сентября совсем не казалось праздником, скорее наоборот. Тогда для меня, молодого педагога, это была большая ответственность. Но со временем мы с ребятами привыкли друг к другу да и я набиралась опыта. В итоге все вместе добрались до девятого класса. До сих пор я с удовольствием встречаюсь с бывшими учениками и ученицами, несмотря на то, что много лет прошло. Многие из них уже приводят в школу своих детей.

– Анна Юрьевна, почему вы решили участвовать в конкурсе?

– Самым главным мотиватором для меня был педагогический коллектив. Так вышло, что у нас работают учителя, имеющие опыт участия в подобных конкурсах. Вот они уговаривали меня, и в конце концов я подала заявку на участие.

– Ожидали такого результата?

– Думала, что в лучшем случае пройду первый муниципальный этап, а получилось, что дошла до самого конца. До сих пор с трудом удается в это поверить.

– Но ведь дело тут совсем не в удаче. Наверное, даже просто участие в таком мероприятии требует серьезной подготовки, не говоря уже о победе…

– Работа была проделана огромная. Много времени занимает сама подготовка к урокам, работать нужно на каждого ученика, чтобы получать отклик. Нужно изучать и правильно использовать различные педагогические методы, приемы.

– По каким критериям отбирали победителя?

– Я не знаю всех тонкостей, но в общих чертах рассказать могу. Сам конкурс проходит в несколько этапов, их оценка производится по пяти критериям, в каждом из них еще по семь показателей. Жюри оценивает педагога баллами за уровень его языковой грамотности, информационной насыщенности и так далее. В конце концов вышло так, что именно мне удалось набрать наибольшее количество баллов.

– Какой из этапов можно назвать самым сложным, интересным?

– Пожалуй, это проходившие в этом году мастер-классы. Для меня было слегка непривычно из-за того, что все происходит под прицелом видеокамеры, в прямом эфире. К тому же не все зависело только от меня – дети тоже волновались, так как на задаваемые вопросы они должны отвечать не только перед своим привычным классом, но и перед видеокамерой, и в микрофон. Дополнительную сложность представлял тот факт, что на этом этапе работать приходилось с незнакомым классом. Мастер-класс проходил в гимназии №33. Тема моего урока – «Что такое красота?», на мой взгляд, подходящая для пятиклассников. Дети объединились в группы, работали с текстом, а также обсудили фотографии, которые, как выяснилось, были сделаны рядом с их школой. Оказалось, что в обычной жизни человеческий глаз зачастую не воспринимает окружающие его природные красоты. Прекрасное можно увидеть практически во всем.

– Как для вас прошел сам конкурс, все ли было гладко?

– Не совсем, так как много всего приходилось менять накануне, иногда буквально за несколько минут до начала. Для людей моей профессии это, конечно, совсем не новость, в работе учителя никогда не бывает так, что все идет по бумажке. Конечно, подготовка всегда на первом месте, но для педагога очень важно уметь импровизировать.

– Как опытный преподаватель, какой совет или советы можете дать начинающим учителям?

– Я считаю, что самое главное для учителя – любить то, чем ты занимаешься. В той или иной степени это актуально для всех профессий, но для нашей – особенно. Часто волею судеб в школах оказываются «случайные люди», то есть те, кому не нравится работать с детьми, кто не любит учить в принципе. Чаще всего надолго они тут не задерживаются, но если все-таки остаются, радости это не приносит никому. Дети всегда чувствуют неподдельный интерес со стороны учителя и всегда отвечают взаимностью.

Дмитрий СЕРГЕЕВ