В адрес нашей редакции пришло письмо от детей, внуков и правнуков гвардии сержанта Василия Николаевича Егорова. «Мы всегда хотели знать, где он служил во время войны, через какие испытания прошел, за что был награжден. Увы, мы не так часто слышали от него рассказы о фронтовой жизни. Видимо, тяжело было вспоминать», – пишут нам читатели.

Уважаемые читатели, мы нашли сразу несколько архивных документов, рассказывающих о судьбе и боевом пути Василия Егорова. Родился он в деревне Хлебень Мологского района Ярославской области. А призван на фронт был в ноябре 1941 года из Красносельского района, где работал учителем географии и естествознания в Иконниковской семилетней школе.

В рядах Красной Армии Василий Егоров был до ноября 1945 года. Победу наш земляк встретил в должности старшего писаря штаба тыла 2-го гвардейского стрелкового корпуса. Но, по имеющимся данным, к этому соединению он был приписан уже после двух ранений. Об этом говорит его представление к ордену Красной Звезды.

Как указано в наградных документах, Василий Николаевич был дважды ранен в течение буквально полутора месяцев: 15 марта и 29 апреля под Велижем и Демидовым.

2-й гвардейский стрелковый корпус в это время не участвовал в боях на данном направлении. Здесь сражались бойцы 4-й ударной армии. Скорее всего, Василий Николаевич воевал в частях 334-й стрелковой дивизии и лишь после второго ранения и лечения был направлен в состав 2-го гвардейского стрелкового корпуса. Мы не знаем степени серьезности второго ранения, но можем предположить, что оно нанесло сильный урон здоровью.

Свою главную награду – орден Красной Звезды – Василий Николаевич получил уже после Победы. Как указано в наградном листе: «За дважды пролитую кровь в боях за Родину, а также образцовое выполнение заданий командования».

О том, где именно пролил кровь наш земляк, стоит рассказать отдельно. Ведь это было, по сути, уникальное явление на фронте в 1942 году. Бойцы Красной Армии смогли освободить несколько оккупированных районов Смоленской области.

30 января 1942 года бои за город начались на юго-западной окраине Велижа, затем – на восточной. Враг фактически оказался в кольце наших войск. Сражение за город вели все основные соединения 4-й ударной армии под командованием будущего маршала Советского Союза Андрея Еременко, который после битвы под Сталинградом был назначен командующим Калининским фронтом.

Части 4-й ударной армии вели непрерывные напряженные бои на занимаемых рубежах в условиях лесисто-болотистой местности, бездорожья, снежных заносов, при остром недостатке боевой техники, боеприпасов, продуктов питания. Несмотря на эти трудности, в начале марта 1942 года в район Велижа удалось подтянуть подкрепление, оснащенное боевой техникой и даже реактивными установками, после чего боевые действия на улицах города и в его окрестностях продолжились с новой силой. С особым ожесточением они развернулись на северной окраине Велижа: за три дня боев наши войска разрушили 5 дотов, 20 дзотов, вывели из строя свыше 1600 солдат противника.

16 марта 1942 года части 334-й стрелковой дивизии выдвинулись с боями к шоссе Велиж-Витебск. Вражеское командование стянуло на витебское направление пять укомплектованных пехотных дивизий и перебросило в район Велижа значительное количество боевой техники. Именно в этих боях и получил первое ранение Василий Николаевич.

Город Демидов войскам 4-й ударной армии взять не удалось. Однако наши бойцы совершили прорыв и вытеснили гитлеровцев из района, прилегающего к Велижу, в сторону села Понизовье и Рудни. Увы, в апреле нашим войскам пришлось отступить и в ожесточенных боях под Демидовым Василий Егоров получил уже второе ранение.

Несмотря на скопление сил гитлеровцев, наши войска контролировали шоссе Велиж – Витебск вплоть до июля 1942 года, обеспечивая тем самым «ворота» в Понизовский район.

Василий Егоров вместе со своим 2-м гвардейским стрелковым корпусом принимал участие в освобождении Смоленской и Калининской областей, Западной Белоруссии и Прибалтики.

После возвращения с фронта Василий Николаевич продолжил работать в школе в должности учителя и завуча. Он воспитал не только несколько поколений учеников, но и троих детей, пятерых внуков и семерых правнуков.