Потребитель пусть и не всегда прав, но знать все и даже больше о товаре и месте, где его продают, он имеет законное право. И если клиента о чем-то не предупредили, это не его проблема, а владельца организации. В спорной ситуации на помощь обеим сторонам приходит всем известный «уголок потребителя», который обязан оборудовать каждый предприниматель. Давайте разберемся, что это такое, зачем его оформляют и чем он может быть полезен.

На каких предприятиях обязательно должен быть уголок потребителя?

Такой информационный стенд обязаны иметь предприниматели (индивидуальные или коллективные), которые взяли на себя обязанность по предоставлению услуг населению. Фактически это все магазины, прачечные, кафе и так далее, т. е. все те места, куда люди обращаются за товарами или какой-то помощью. По усмотрению предпринимателя стенд можно назвать как угодно, главное, чтобы он содержал необходимые данные, при этом информация должна быть размещена доступно для клиентов.

Какими документами оснащается «уголок потребителя»?

  • Информация об изготовителе (исполнителе, продавце);
  • информация о государственной регистрации изготовителя (исполнителя, продавца) и наименовании зарегистрировавшего органа;
  • информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца);
  • номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию;
  • номер свидетельства о государственной аккредитации, срок его действия, информация об органе, выдавшем свидетельство;
  • нормативные акты в области защиты прав потребителей: Закон «О защите прав потребителей» и «Правила продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55».

Важно! При торговле во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца, оснащение информационного стенда тоже необходимо.

Обратите внимание! Владельцам коммерческих организаций не стоит экономить на установке «уголка потребителя», ведь отсутствие данного элемента может насторожить посетителей и явно не понравиться контролирующим органам. За непредставление информации вниманию покупателей на предпринимателей и организации, согласно Кодексу об административных правонарушениях, налагаются штрафные санкции.

Важно! На стенде обязательно должна присутствовать книга отзывов и предложений, а также измерительное оборудование для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара.

Важно! Так как услуги бывают разными, наполнение уголка может варьироваться. Например, магазин и парикмахерская собирают отличающуюся по содержанию информацию в свой уголок потребителя.

Обратите внимание! Создавать «уголок потребителя» не требуется при разносной торговле. В этом случае представитель продавца должен иметь личную карточку с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества, а также сведений о продавце. Личная карточка должна быть заверена подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца.

Что делать, если «уголок потребителя» в магазине или общепите отсутствует?

Вы имеет право:

1) потребовать от изготовителя (исполнителя, продавца) оборудовать «уголок потребителя»;

2) обратиться с жалобой в региональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или в органы прокуратуры;

3) подать жалобу в общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы), органы местного самоуправления, которые вправе обратиться в суд с иском в защиту прав потребителя об обязании изготовителя (исполнителя, продавца) оборудовать «уголок потребителя».

Ольга БРАЦЛАВСКАЯ, юрист МБУ «Городская служба контроля качества потребительских товаров и услуг»:

– Законодательство по защите прав потребителей предусматривает доведение до сведения потребителей в наглядной и доступной форме определенной информации из числа обязательной, призванной обеспечить потребителю правильный выбор товаров (услуг) до заключения соответствующего договора. Информация должна быть размещена в удобных для ознакомления местах по выбору хозяйствующего субъекта и оформлена в любом виде – стенд, уголок потребителя или в ином виде.

Потребителю представляется необходимая и достоверная информация об:

– изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах);

– фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске;

– изготовитель (исполнитель, продавец) – индивидуальный предприниматель – должен представить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена следующая информация:

– о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца);

– номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации;

– сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства;

– информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), которая в обязательном порядке должна содержать:

– наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

– сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (в случае если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях;

– цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

– гарантийный срок, если он установлен;

– правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

– информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

– срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

– адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

– информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг);

– информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

– указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

– указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.