Мастерам химчистки мы доверяем самые ценные и деликатные вещи. Но оправдывается вера в их волшебные средства и умелые руки не всегда: неприятный сюрприз в виде разводов на любимом пальто, севшего платья или даже порванных штор портит не только настроение, но и сказывается на кошельке. Возможно ли наказать рублем за такие услуги? Узнаем сегодня.

Идете в химчистку? Эти советы пригодятся

Проверьте, чтобы квитанцию оформили по всем правилам. Должны быть указаны:

  • юридический адрес предприятия бытового обслуживания;
  • ваша фамилия, инициалы, адрес и телефон;
  • вид услуги;
  • наименование изделия, цвет, состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся повреждения и дефекты;
  • дата приема заказа и срок его исполнения;
  • стоимость услуги.

НЕ БУДЕТ ЛИШНИМ отразить в квитанции стоимость вещей, которые вы оставляете.

Обратите внимание! Обязательно перечислите в квитанции элементы одежды, которые отстегиваются: пояс, капюшон, подкладка, воротник и другие детали — например, набор декоративных пуговиц, прочей фурнитуры. Если их потеряют, доказать, что они были на самом деле, сложно.

Важно! Что-то непонятно в содержании квитанции? Не торопитесь подписывать. Сначала уточните. К примеру, приемщик указывает, что краситель нестойкий. Это значит, что костюм после химчистки может полинять. Подпись значит, что вы уведомлены о возможных последствиях и согласны.

Если вещь испортили

  • Не подписывайте квитанцию или другой документ, в котором указано, что вы не имеете претензий к качеству. Не забирайте испорченную вещь домой и не отдавайте приемщику химчистки свой экземпляр квитанции о сдаче вещи в химчистку.
  • Потребуйте выдать форму заявления или акта. В заявлении (претензии) укажите стоимость испорченной вещи и примерную дату приобретения. Опишите обнаруженные повреждения.
  • В претензии укажите одно из требований к химчистке, например:

– безвозмездно устранить недостатки;

– соответственно уменьшить цену;

– заменить в течение трех дней поврежденную вещь вещью аналогичного качества, а при отсутствии таковой – возместить двукратную цену утраченной вещи, а также расходы, понесенные вами;

– возместить понесенные расходы по устранению недостатков своими силами или третьими лицами;

– полностью возместить убытки, причиненные в связи с недостатками услуги.

  • Потребуйте, чтобы в химчистке сняли копию составленного вами заявления и подписали оригинал.
  • Если исполнитель отказывается принимать ваше заявление, отправьте его по почте заказным письмом с описью и уведомлением о вручении. Обязательно сохраните почтовую квитанцию.

Имейте в виду: если повреждения вы увидели уже за дверями химчистки, право на компенсацию у вас есть лишь при наличии скрытых дефектов, которые невозможно было установить при приемке вещи. Если вы подписали акт, что чистка вас устроила, претензии по поводу явных дефектов, например, невыведенных пятен, будут уже необоснованными.

Ольга БРАЦЛАВСКАЯ, ведущий юрисконсульт МБУ «Городская служба контроля качества потребительских товаров и услуг»:

– Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю достоверную информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме также в случаях, когда обслуживание осуществляется вне постоянного места нахождения организации, – во временных помещениях, передвижными приемными пунктами, выездными бригадами и т.п.

Информация доводится до потребителя на русском языке и находится в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке должна содержать:

– перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;

– обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);

– сроки оказания услуг (выполнения работ);

– данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы);

– гарантийные сроки;

– цены на оказываемые услуги (выполняемые работы) и сведения о порядке и форме оплаты.

Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

Договор на оказание услуг химчистки заключается в письменной форме, как правило, в виде оформления квитанции.

В квитанции должны содержаться следующие условия:

– фамилия, имя, отчество потребителя, его контактные данные;

– наименование и местонахождение (юридический адрес) химчистки (для индивидуального предпринимателя – ФИО, сведения о гос. регистрации);

– вид услуги (работы);

– цена услуги (работы);

– наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся дефекты, неудаляемые при химической чистке, и цена вещи (ее оценка с учетом износа);

– отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

– дата приема и исполнения заказа;

– гарантийные сроки;

– дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя (аппретирование, дезодорация, антистатическая обработка и другие);

– другие необходимые данные.

Один экземпляр квитанции выдается сотрудником химчистки потребителю.

При получении изделия из химчистки потребитель обязан проверить сохранность исходной формы, целостность, размеры, цвет, рисунок, рельефность.

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы) потребитель вправе по своему выбору потребовать:

– безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы);

– соответствующего уменьшения цены оказанной услуги (выполненной работы);

– возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом.

Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги (выполненной работы) исполнителем не устранены. Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы), если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги (выполненной работы) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги (выполненной работы). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Требования, связанные с недостатками оказанной услуги (выполненной работы), могут быть предъявлены при принятии оказанной услуги (выполненной работы), в ходе оказания услуги (выполнения работы) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии оказанной услуги (выполненной работы), в течение гарантийного срока, а при его отсутствии – в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия оказанной услуги (выполненной работы).

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками оказанной услуги (выполненной работы), в течение гарантийного срока, а при его отсутствии – в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия оказанной услуги (выполненной работы) или пяти лет, если недостатки обнаружены в строении и ином недвижимом имуществе.