Мы продолжаем поиск погибших и пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны. Наш сегодняшний рассказ о бойце Александре Федоровиче Филичеве, потомки которого сегодня живут в Костроме.

«Надеялись, что жив…»

В штаб акции «Вместе ищем солдата» обратился житель города Костромы с просьбой найти информацию о невернувшемся с войны родственнике.

«Долгое время наш родственник Александр Федорович Филичев считался пропавшим без вести. По этой причине в свое время родным не была назначена пенсия за пропавшего без вести родственника. Да и много лет мы жили в неведении о том, что случилось на фронте с Александром Федоровичем. Робкая надежда, что он, быть может, жив, не покидала старшее поколение нашей семьи. Но шли годы, потом десятилетия, а наш солдат не возвращался.

Не так давно мы выяснили, что Александр Федорович Филичев в феврале 1942 года умер в госпитале в Ленинграде и был похоронен на Пискаревском кладбище. Нам бы хотелось посетить могилу деда, но на этом кладбище на братских могилах нет имен…»

Боец 1-го рабочего батальона

Документы военных лет сообщают нам, что ваш родственник Александр Федорович Филичев, призванный в действующую армию Куркийокским райвоенкоматом Карело-Финской ССР служил в 1-м рабочем батальоне.

К сожалению, сегодня мы не сможем сказать, к какому воинскому соединению относился этот батальон. Когда началась война, нашему солдату было уже 45 лет. Война – дело молодых, поэтому по военным меркам он считался «стариком». Именно из призывников в возрасте формировались в воинских частях обеспечивающие службы, обозы, рабочие батальоны. Причем в критический час, во время контратак противника или при несении воинским подразделением тяжелых потерь, и эти бойцы отправлялись на линию огня.

Тяжелый физический труд

Наиболее тяжелой для фронтовых «стариков» была служба в рабочих батальонах. Она заключалась в рытье рвов, окопов и капониров, строительстве и ремонте дорог, работах на погрузке военного имущества и прочем тяжелом, в первую очередь, физическом труде, которого бывает очень много. В Ленинграде, куда был направлен боец Филичев, рабочие батальоны стали массово формироваться в сентябре 1941 года, когда шли жестокие бои на ближних подступах к городу.

В это время рабочие батальоны не только занимались погрузкой оборудования эвакуируемых предприятий, подготовкой города к отражению вражеского штурма, но и закрывали собой бреши в обороне. При этом у рабочих батальонов, как правило, не было тяжелого вооружения, пулеметов, личного автоматического оружия. Отражать атаки противника приходилось винтовкой, штыком и, в лучшем случае, ручными гранатами и бутылками с горючей смесью.

Тем не менее в составе рабочих батальонов было много умелых, отважных и опытных бойцов, имевших серьезный боевой опыт Первой мировой и гражданской войн. Кстати, противник в это время специально не отделял своих сорока-сорокапятилетних «стариков» от молодежи, культивируя в армии преемственность боевых традиций и опыта.

В голод труд никто не отменял

8 сентября противник захлопнул свою страшную «мышеловку», и Ленинград оказался в кольце блокады. Если действующая армия так или иначе снабжалась продуктами даже в условиях блокады (суровая логика войны диктовала то, что у бойцов должны были оставаться силы, чтобы держать в руках оружие), то вспомогательные части, такие как рабочие батальоны, снабжались заметно хуже.

При этом каждодневный тяжелый физический труд для бойцов этих батальонов никто не отменял. Потому по смертности от голода и истощения личного состава рабочие батальоны не уступали гражданскому населению Ленинграда.

Самой страшной для всех, кто оказался в кольце блокады, была зима 1941-42 годов, когда подвоз продуктов по Ладоге в город был недостаточен, а на «большую землю» еще не было эвакуировано значительное число жителей Ленинграда. Потому на первую блокадную зиму и на весну 1942 года приходится наибольшее число жертв блокады.

Причина смерти – истощение. Для всех

Зимой 1941-42 годов (точная дата нам неизвестна) в госпиталь №1171 был доставлен боец 1-го рабочего батальона Александр Федорович Филичев. 23 февраля 1942 года он умер от истощения и пневмонии. Заметим, что диагноз истощение в книге умерших этого госпиталя стоит у абсолютного большинства людей. И если вначале мы видим в списках умерших только солдат и офицеров, то потом в них начинают попадаться и сотрудники самого госпиталя.

Посмертный путь бойца Филичева был таким же, как у тысяч ленинградцев в те дни – одна из братских могил на Пискаревском кладбище. Там наш солдат покоится и по сей день.

Две точки на питерской карте

Мы выяснили два памятных места на карте Санкт-Петербурга, связанных с вашим родственником. Первое – это адрес госпиталя, куда был доставлен и где умер Александр Филичев: город Ленинград, проспект Советский, дом 63. Второе – это Пискаревское мемориальное кладбище, которое «безымянное» только внешне. На самом деле сотрудники администрации кладбища даже в период блокады вели учет захороненных людей, и значительная часть из покоящихся на этом святом месте нам сегодня известна.

Мы связались с сотрудниками архива Пискаревского кладбища, где нам дали точную привязку к месту захоронения солдата Филичева на огромном некрополе – это братская могила №175. Теперь, приехав в Санкт-Петербург, можно пойти и поклониться точному месту, где наш солдат нашел свой вечный покой.