Ответственное отношение к братьям нашим меньшим – новый тренд современного общества. Благородным поступком считается взять собаку из приюта или отбить кота у хулиганов. Но что делать с животным дальше: стать для него верным другом или вернуть на улицу надоевшую живую игрушку? Об этом и многом другом мы поговорили с кинологом Юрием Одинцовым, который около десяти лет ежедневно работает с собаками.

«СП»-СПРАВКА

Юрий Одинцов – инспектор отдела по конвоированию, куратор кинологического подразделения УФСИН России по Костромской области.

Человек собаке друг

– Когда у тебя появилась собака? В школьные годы?

– В детстве я дружил с собакой. Она жила у нас во дворе. Вот шрам (смеется). Я даже пару раз пытался привести ее домой, но родители постоянно твердили, что собака – это большая ответственность. Я был к этому готов – родители нет (улыбается). Прошло лет двадцать, и у меня все-таки появилась собака. С овчаркой Ветой я начал свою службу.

– Как проходили ваши занятия?

– Для нас обоих такое взаимодействие было открытием. Я начал работать с ней по учебникам, служебным приказам. Проводил с собакой круглые сутки. Занимался с утра, днем, вечером, затем убирал вольер… У собаки голова «пухла» от меня (смеется). В ее глазах читалось: «Боже мой, за что мне этот хозяин достался».

– В каких направлениях вы тренировались?

– На тот момент мы проходили защитный и следовой курсы. Для обывателей – это настоящее волшебство. Многие не понимают, как кинолог добивается от собаки столь точного выполнения приказов. Например, как она на протяжении четырех километров может идти по следу, который ты, как человек, не видишь и не чувствуешь. А животное ощущает эти фантомные материи и ведет тебя.

– Ты рассказываешь об этом, как о чуде! Как думаешь, почему?

– Когда я впервые увидел следовую работу, она действительно вызвала у меня бешеный интерес. Но очень многое зависит от твоего руководителя, наставника. Мой сумел заинтересовать и поддержать энтузиазм, который не угасает вот уже почти десять лет.

– На твой взгляд, сложно ли работать кинологом?

– Все зависит от человека. Если ты по-настоящему любишь собак и готов брать на себя ответственность за животное, то эта работа не доставит сложностей. Но те, кому нравится тискать и гладить, а не убирать, выгуливать и кормить, – в профессии надолго не задерживаются. Нужно быть настоящим фанатом своего дела и быть готовым к трудностям.

– Как думаешь, кому сложнее в процессе дрессировки – собаке или человеку?

– В первую очередь, конечно, ты выставляешь требования к себе.

Собачий этикет

– Поделись с нами, как начать правильно общаться с собакой?

– Например, когда знакомишься с собакой – протягивай руку. Только не ладонью вперед, чтобы она не восприняла это как угрозу, а снизу. Вообще общению с животными посвящен целый раздел психологии. Ведь у них, как и у людей, есть высшая нервная деятельность. У каждой собаки свой характер, уровень интеллекта. Человек, который ежедневно общается с собакой, будет видеть малейшие изменения в ее мимике. Переведем на простой человеческий язык (улыбается). Например, нам, европейцам, сложно различать азиатские лица, так и наоборот. Почему? Отличается строение лица, мимические особенности. Также и с животными.

– Они «читают» нас?

– В советских учебниках по кинологии есть иллюстрация, где собака сидит, а человек подает ей команду. От глаз животного идут стрелочки на руку, которой кинолог подает команду, и на его лицо. В начале работы я не верил, что собака способна считывать мимику человека. Оказалось, может. Правда, у собаки другой тип мышления – ассоциативный.

– А у котов?

– У котов другое мышление. Они делают что скажут, но никогда не покажут свою преданность, не будут выслуживаться. Я, конечно, не Куклачев, мне сложно говорить о психике кошек. У нас дома кот живет уже два года. Я могу сделать так, чтобы он сел, лег и показал трюки, но я до сих пор не читаю его эмоции. У него нелинейная психика. Он, например, боится и при этом сразу может напасть.

– Ассоциация. Собаки – это мужчины, женщины – кошки? (смеется)

– В какой-то степени (улыбается). Но бывают собаки еще большие «женщины». Такие же непредсказуемые. Одно время мы работали с собакой, у которой было очень нестандартное мышление. Она сначала могла ластиться к хозяину, а потом сразу укусить. Словно проверяла его. Смотрела, какая реакция будет.

– Значит, как правило, у собак стандартное мышление?

– К примеру, у собаки есть несколько степеней раздражения. Сначала она отводит взгляд, затем зевает, начинает чесаться. Далее собака опускает уши и хвост. Начинает пятиться. Рычит. Атакует или убегает. Сколько этапов, а мы описали только одну эмоцию – страх. Коммуникация с животным – это огромный мир, в котором люди учатся ориентироваться по пять-шесть лет.

Друг на всю жизнь

– Как думаешь, что лучше – взять собаку из приюта или купить у заводчика?

– Мое мнение непопулярное. Я всегда говорю, что если вы берете собаку в семью, где есть дети, лучше не рискуйте. Купите животное у проверенного заводчика. Потому что там мы можем отследить родословную, предположить, насколько собака агрессивна или труслива. В приюте, к сожалению, мы это сделать не сможем.

– А как же волна ответственного отношения к животным? С момента принятия федерального закона эта тема у всех на устах.

– Конечно, взять собаку из приюта – это благородное дело. Но нужно понимать, что в этом случае есть риски. Например, скорректировать поведение собаки мы можем только, когда она щенок. Когда собака полностью сформирована, придется мириться с тем, что есть. Мы не сможем предсказать ее реакцию на стрессовую ситуацию. Но и когда собака породистая, на все сто процентов гарантировать ее адекватность мы не можем. Важно отметить другое. Характер собаки во многом зависит от ее хозяина. Поэтому, когда ко мне обращаются с просьбой помочь в дрессировке, я всегда смотрю на человека.

– А как проходит дрессировка обычных собак, не служебных?

– Многие думают, что можно на месяц отдать собаку кинологу и затем забрать животное, которое по струнке выполняет команды. Но таких чудес не бывает. Сначала человеку нужно научиться понимать собаку, чувствовать ее страхи и желания и только затем отдавать приказы.

– Если семья все-таки решилась завести собаку, каким породам ты отдал бы предпочтение? Какие, на твой взгляд, более предсказуемые?

– Голден ретривер, лабрадор, овчарка, спаниель… Эти собаки при должном внимании станут верными друзьями для вашей семьи. Но я бы не рекомендовал брать хаски, джек-рассела, бигля, бельгийскую овчарку малинуа и все породы, где есть приставка «тибетский». Эти собаки очень активные, требуют особого внимания и, если хозяева не занимаются ими, то могут начать проявлять агрессию.