Говорят, хорошими делами прославиться нельзя. Но нужно ли использовать благотворительность в качестве продвижения себя или своего бизнеса? Это корреспондент «Северной правды» обсудил с Майей Батуновой, владелицей швейного производства. Женщиной, которая прошла непростой путь от швеи до директора собственного бизнеса.

Долгий путь

– Как вы пришли к швейному делу?

– Шили мои бабушка, прабабушка, поэтому я все детство провела рядом с тряпочками и лоскутками. Больше всего мне нравилось наблюдать за процессом создания изделий. В особенности лоскутных одеял. В то время казалось чудом, как из сотни лоскутков выкладывался замысловатый рисунок. Сейчас, конечно, сложно найти человека, который занимался бы таким рукоделием. Но навыки, конечно, с детства остались. Главное – сохранились воспоминания, как я собирала узоры, сидя у русской печки.

– А что вас подтолкнуло к этой профессии в сознательном возрасте?

– Позже меня поразила швейная машина «Зингер». Она могла шить и натуральный шелк, и ватники, и стегать одеяла. В наше время техника, конечно, хорошая, но узконаправленная, а «Зингер» справлялась с любой задачей. Ко мне машинка перешла по наследству от прабабушки. С тех пор не единожды обращались с просьбой ее продать, но я всегда отказывалась. Машинка уже много лет стоит на моем производстве в качестве талисмана, и я верю, что она приносит удачу.

– Как вы пришли к созданию собственного бизнеса?

– Я прошла весь путь от простой швеи до руководителя производства. Но в какой-то момент почувствовала, что мне тесно в такой жизни, срочно нужно что-то менять. Решение подсказал мой муж. Он предложил открыть собственное производство. Помню свой страх. В тот момент ответила, что не смогу, не справлюсь. Но прошло время, я поломала голову и решила – нужно действовать. Ушла с работы буквально в никуда. Нашли помещение, наняли сотрудников. Тогда нас было четверо. Прошло пятнадцать лет, пережили не один кризис, но продолжаем развиваться. В лучшие годы наша численность достигала пятидесяти человек.

Женщина-предприниматель

– В наше время много говорят о женском предпринимательстве. Как вы считаете, сложно ли представительницам прекрасного пола заниматься бизнесом?

– Кто-то говорит сложно, кто-то – легко. Я склоняюсь к тому, что заниматься своим делом непросто. Только думаешь, что уже во всем разобралась, нашла ответы на сложные вопросы, но нет. Нужно развиваться, учиться дальше. Что я точно поняла: сила в коллективе. Поэтому я всегда говорю: «Мы». Мы любим свое дело, растим его как ребенка, ведем по жизни. Но еще большая мотивация, когда видишь женщин в наших красивых изделиях.

– На ваш взгляд, есть разница между женщиной-предпринимателем и мужчиной?

– И те, и другие могут идти на риски, принимать сложные решения. Мне кажется, что разница выражается в стиле ведения бизнеса. Например, я стараюсь делать все постепенно, шаг за шагом: платить зарплату, налоги… А дальше развивать дело. Кто-то может пренебречь обязательствами и все вкладывать в бизнес. На мой взгляд, все-таки в первую очередь нужно думать о людях.

Делай добро

– Вы занимаетесь благотворительностью?

– Честно говоря, я к этому не стремилась. Все началось с коллектива. Я не могу пройти мимо, если у кого-то из моих коллег случилась беда: сгорела квартира, распалась семья. Конечно, помогаю, но стараюсь адресно. Либо тем, кого знаю лично, либо через знакомых. К сожалению, все больше становится людей, которые наживаются на чужом горе. Моя электронная почта завалена сообщениями с просьбами о помощи, но очень сложно выяснить, где правда, а где ложь.

– Как вы относитесь к социальному предпринимательству, когда часть услуг определенным слоям населения может предоставляться бесплатно?

– Противоречиво. Безусловно, нужно помогать детям и пожилым людям, но трудоспособный человек не должен получать поблажек. На мой взгляд, если у него есть возможность, он должен работать и зарабатывать. Иначе человек начинает думать, что ему обязаны, и будет стремиться получать все бесплатно. Конечно, бывают трудные времена. Я сама работала и дворником, и уборщицей, поэтому не понимаю людей, которые чураются сложных работ.

– А если человека просто не берут на работу?

– Мы постоянно сталкиваемся с такой проблемой: берем на практику начинающих швей, которые учатся в училищах. Многие работодатели боятся нанимать сложных подростков. Мы – нет. Я считаю, что если девочка хочет работать, обязательно нужно дать ей шанс. Поэтому многие швеи, которые проходят у нас практику, впоследствии становятся полноценными сотрудниками.

– Нужно помогать людям?

– Конечно. Если у человека беда, то можно отдать и последнее. В крайнем случае честно сказать, что сейчас нет возможности. Если будешь делать добро, то оно к тебе обязательно вернется.