Председатель Костромской областной федерации фехтования, кандидат в мастера спорта, тренер Татьяна Новоселова совсем недавно была отмечена благодарностью губернатора Сергея Ситникова. Она уже много лет занимается любимым видом спорта, не раз становилась победителем различных престижных соревнований. В жизни Татьяна Сергеевна очень позитивный и скромный человек, друзья и коллеги называют ее «наша звездочка».

Вместо профессии экономиста выбрала карьеру фехтовальщицы

– Татьяна, вы костромичка?

– Не урожденная, из Саратовской области. Папа военный, в Кострому приехали, когда мне было двенадцать лет.

– Где учились?

– В тридцать третьей гимназии, после ее окончания поступила в Костромской технологический университет, на специальность экономиста. По окончании обучения познакомилась с Михаилом Сурковым, который предложил мне поступить в Российский университет культуры и спорта, молодежи и туризма.

– Чем в детстве увлекались?

– Я считаю себя творческим человеком, в четвертом классе пошла учиться игре на гитаре. И сейчас с удовольствием играю. Особенно когда приходится работать в детских летних лагерях отдыха. Обязательно беру гитару в поход.

– Есть любимые песни, композиции?

– Под настроение, какая компания, такие и песни. Но, наверное, больше всего нравится русский рок: «Кино», «ДДТ» и так далее.

– Какие книжки в детстве читали?

– Никак не связанные с фехтованием (смеется).

– Не «Три мушкетера»?

– Нет, хотя я в детстве много читала, не ленилась. В том числе по школьной программе все четыре тома «Войны и мира» прочла. Кроме классики увлекалась фэнтези и психологией. Сейчас не хватает сил на чтение. Приходишь с тренировки, открываешь книгу, а вместо строчек видишь перед собой завтрашние планы, дела, заботы.

– Как началось увлечение фехтованием?

– Друзья познакомили с игровым фехтованием на мягких мечах. Ездили на «ролевки» – ролевые игры. В тренировочном процессе познакомилась с Михаилом Валерьевичем Сурковым, как я уже говорила. Он предложил перейти в спорт. С 2016 года начала всерьез заниматься фехтованием на шпагах.

«Кто первый уколол, тот и молодец»

– Я знаю о существовании в фехтовании рапиры, но вы еще назвали меч и шпагу, в чем разница?

– Если говорим о спортивном фехтовании, в нем используется три вида — спортивная рапира, спортивная шпага, спортивная сабля. Они отличаются визуально. Меч используется в игровом фехтовании, но он по сути является предком спортивной шпаги. Во всех трех направлениях разные правила, экипировка. Если говорить о костромском фехтовании — мы шпажисты. У шпажистов, если сказать по-простому, кто первый нанес укол, тот и молодец. Фиксацию уколов ведет электроника, судья определяет, правильно или нет исполняется прием. В рапире и сабле гораздо больше нюансов и определяющая роль у судьи.

Существует еще артистическое фехтование. Там как, к примеру, в фигурном катании, начисляют очки не только за технику, но и за артистизм.

– Чем вас привлекло фехтование?

– Я люблю спорт, в школе никогда не отлынивала, была одной из тех девочек, которые всегда ходили на физкультуру. Мне нравится движение, я люблю добиваться результата. Фехтование хорошо тем, что здесь нужно быстро двигаться и быстро принимать решение.

– Помните свой первый бой?

– Наверное, не бой, правильней сказать – турнир. Меня предупредили, что я буду выступать вне зачета, не проходила по возрасту. Это позволило полностью расслабиться и выиграть соревнования. К сожалению, золотую медаль не получила, но я была рада, что стала первой, пусть и вне зачета. Позднее были и официальные победы.

«Важно еще до боя победить свои страхи»- Психология важна?

– Да. Если ты на тренировке расслаблен, можешь применить до десяти разных приемов. А когда выходишь на соревновании на дорожку, из-за волнения или даже паники, бывает, используешь только один. Важно еще до боя победить свои страхи, над этим нужно постоянно работать.

– Тренер во время боя помогает своим присутствием, подсказками?

– В зависимости от статуса соревнований, тренеру либо разрешается, либо нет находиться рядом с дорожкой. Нередко тренеры волнуются, начинают излишне проявлять эмоции. Поэтому на больших соревнованиях зачастую все, в том числе и тренеры, смотрят за выступлениями спортсменов с трибун. Некоторым фехтовальщикам мешает, если тренер находится рядом с дорожкой, им может передаваться его напряжение. Другие, наоборот, предпочитают, чтобы наставник был рядом, слушают его подсказки. В моей карьере были и те, и другие варианты. Сейчас я прошу, чтобы Михаил Валерьевич по возможности во время боя был рядом и спокойно подсказывал.

– Расскажите о своем тренере?

– Михаил Валерьевич объективно строг, требователен, мотивирует на тренировки. Ведь бывает по два-три занятия в день, а это тяжело. Он чувствует спортсмена. В зависимости от твоего настроения, может менять режим тренировки, где-то полегче, где-то посложней. Михаил Валерьевич – замечательный тренер.

Когда исход поединка решает последний укол

– Какие качества важны для занятий фехтованием?

– Если говорить о детях, им не нужно обладать суперстойкостью или суперсилой, супер-реакцией – это все разрабатывается во время тренировок. Если человек имеет мотивацию, цель, то все в его руках. Кстати, если говорить о том, чем может пригодиться фехтование в обычной жизни, то, наверное, в первую очередь это красивая осанка.

– Самый тяжелый бой?

– Тяжелый бой может быть как позитивным, так и негативным. Допустим, при равном счете последний укол не в твою пользу, это очень обидно. Однажды у меня были четыре боя подряд и в каждом из них последний укол решал исход поединка. Сильное напряжение, и при этом нужно все время думать, какой прием провести, как не дать сопернику удачно завершить атаку. Пройти эту грань очень тяжело.

– Насколько безопасно фехтование?

– Это один из самых безопасных видов спорта. Мы можем говорить разве что о возможных растяжениях голеностопа, поясницы или локтя. У нас очень хорошая экипировка, синяки если кто-то и получает, то только на начальном этапе. На соревнованиях один-два синяка, и то редко. Куртка и штаны сделаны так, чтобы было комфортно двигаться и быть максимально защищенным. Маска выдерживает удар силой 1600 ньютонов. На конце шпаги не острие, а кнопка, которая фиксирует укол.

– В маске хорошо видно, они кажутся сплошными?

– Да. Это обычная металлическая сетка.

«Муж и родители меня поддерживают»

– Что за шнур тянется за фехтовальщиком?

– Это провод, по которому передается сигнал об уколе, он далеко растягивается, ты можешь выполнить и бросок, и атаку стрелой. На некоторых больших соревнованиях бывают беспроводные системы. Для меня разницы нет.

– Какие возрастные ограничения для занятий фехтованием?

– Если по-спортивному, чем раньше, тем лучше. Я считаю, идеально – с двенадцати-тринадцати лет, когда организм более или менее сформирован. Но в этом возрасте можно уже выигрывать серьезные турниры, поэтому в спортивных школах принимают ребят с восьми лет. Верхних возрастных ограничений не существует. Для себя я решила, что буду выступать, пока организм будет позволять, пока есть спортивный азарт. Фехтование – очень эмоциональный вид спорта.

– Как ваши близкие относятся к вашему выбору?

– Родители говорили: «Таня, это не женское дело». Но они уважают мои интересы, а когда я начала привозить медали и кубки, родители и муж увидели успех. Они меня поддерживают и гордятся мной.

– Кстати, о наградах…

– Давайте не про мои! Мы недавно съездили в Киров на всероссийские соревнования. Нас было шестеро. Двое заняли второе место, четверо – четвертое. Те, у кого не было звания кандидата мастера спорта, его получили, те, у кого было – подтвердили. Девчонки молодцы!

Алексей ВОИНОВ