Всю свою жизнь капитан корабля Владимир Беспечалов отдал речному флоту. За его плечами сотни тысяч речных и морских миль. Ему не раз приходилось бывать в сложных ситуациях. Но благодаря мастерству и профессионализму, он всегда успешно преодолевал трудности. Сегодня Владимир Николаевич – капитан прогулочного теплохода. Он во­зит на речные экскурсии по Волге костромичей и гостей города. В канун Дня работников морского и речного флота мы встретились с капитаном в перерыве между рейсами в капитанской рубке его теплохода.

Мечтал пойти на речной флот

­- Владимир Николаевич, вы костромич?

­- Да, вырос в Ребровке, учился в тринадцатой школе. После окончания десятого класса поступил в Нижегородское речное училище на специальность «Судовождение на внутренних водных путях».

­- То есть с профессией определились еще в школе?

­- Да, в юности я занимался в Клубе юных моряков, в Костроме.

­- В вашей семье кто-­то был моряком?

­- Нет, родители простые рабочие. Я один попал на эту стезю.

­- Откуда желание взялось, книжки о моряках читали, фильмы смотрели?

­- Наверное, да, была романтика детская. У меня было желание пойти именно в речной флот.

­- После окончания училища?..

­ Меня распределили в пароходство «Волготанкер», было такое в советские времена пароходство. Всю жизнь проработал на танкерах, сначала в Кирельске в затоне, там, где Кама впадает в Волгу, ниже устья. Потом перевелся в Волгореченск, поближе к дому, там тоже была база нефтеналивного флота. В Кирельск я попал по распределению и был обязан пять лет отработать.

Давай, рули!

­- Тяжело было после училища сразу оказаться в плавании?

­- Конечно, сначала я был третьим штурманом, потом вторым, далее первым штурманом. Если образно говорить, поднимался по лестнице. Дошел до капитана.

­- Первый рейс помните?

­- Посадили меня на теплоход третьим штурманом, познакомился с капитаном. Он сразу поставил меня на руль: «Давай, рули!».

­- Рейсы занимают по нескольку дней или даже недель?

­- Например, грузились в Волгограде и ходили до Петрозаводска, поднимались по всей Волге, через Волго­-Балтийский канал, Онежское озеро. Длинные рейсы. Или в Перми грузишься на реке Каме и до Ростова, недели по полторы в плавании.

­- Потом отдых?

­- Нет, пока навигация идет, мы в плавании. С весны до осени. В отпуск зимой, межнавигационный отпуск он назывался.

Как нитка в игольное ушко

­- Когда просто смотришь на реку, она кажется широкая, уместиться двум встречным судам несложно.

­- Это она в Костроме широкая. Посмотрите выше Нижнего Новгорода, какая она, там трудно разойтись. Или по Волго­-Балтийскому каналу идешь, по каналам вообще узко. Волга выше плотины широкая, а ниже узкая. Гидроузлы, поэтому она в таком состоянии. Самое сложное — шлюзование. Там нужно подняться, как по лесенке. На Волго­-Балтийском, по­-моему, шесть шлюзов. Потом на реке Шексна шлюз. Если на большом теплоходе идешь, там тяжело заходить. Если ветер, течение, надо попасть, чтобы не повредить ни теплоход, ни шлюз.

­- Как нитка в игольное ушко?

­- Да. Когда в Волгореченске работал на рудовозах, доходили до Беломор-­Балтийского канала, там совсем узкие шлюзы. Канал прорублен в камнях: чуть влево, чуть вправо и можно на камнях проломиться.

­- А как ночью идете по фарватеру?

­- Видите буи? С одной стороны они светятся красными огнями, с другой ­- белыми или зелеными. На берегу стоят створы, которые показывают ось судового хода, своя спе­цифика, как на дороге, знаки всякие стоят, и у нас что­-то похожее.

­- Как расходитесь со встречными, приветствуете друг друга?

­- Общаемся по рации, какими бортами (левым или правым) будем расходиться. Лишнего не скажешь, ведь это канал безопасности.

­- Маломерные суда, любители переплывать Волгу часто встречаются?

­- Бывает, здесь нужно внимательно следить за ситуацией, принимать при необходимости все меры. К сожалению, неадекватных людей можно везде встретить. Стараемся обогнуть, если попадаются такие.

Четыре часа вахта, восемь отдыхаешь

­– Река, конечно, не море, но тем не менее, штормы случаются. Вам не приходилось попадать в них?

­- Приходилось, только не на реке. Я в свое время получил второе образование — морское. У нас появились суда «Река­море» ­ нефтерудовозы. Ходили, в том числе, и заграницу. В морях сталкивался и с шестиметровыми волнами. Сильное волнение мне доводилось встречать на Каспии, на Северном море, на Балтике. Опять же, многое зависит от тоннажа судна. На этом теплоходе «Москва», например, достаточно полутораметровой волны, чтобы его кувыркало. А я ходил на больших теплоходах, на реке я не попадал в штормы.

– Вы упомянули Северное море.

­- Да, ходили в Германию на сухогрузе, огибая Норвегию, в декабре, самая плохая погода, сильные ветра, тяжело.

­- Как у вас был организован быт на судне?

­- На больших судах в штате есть повар, готовит на экипаж обед, ужин, завтрак и полдник.

­- Кто составляет и утверждает меню?

­- Составляет повар, старший помощник капитана или первый штурман согласовывает меню, снимает пробы.

­- А пожелания учитываются, что кто-­то любит, например, макароны по-флотски?

­- Конечно (смеется). Экипаж, как говорится, одна семья. Работаем по пять ­ восемь месяцев вместе. Как родственники уже. У каждого отдельная каюта. На корабле душевые, баня, на некоторых теплоходах сауны делали. Белье стирали в машинках, одна для спецодежды, вторая ­- для повседневной. На судне есть дизель­-генератор, который выдает двести двадцать вольт, так что телевизоры, стиральные машины работают, как в обычной квартире.

­- Сколько длится вахта?

­- Четыре часа стоишь, восемь отдыхаешь, потом снова четыре часа вахты и восемь отдыха.

Чтобы терпела разлуку
и ждала на берегу

­- А склянки бьют?

­- Склянки только на военно­-морском флоте. У нас нет.

­- У вас есть форма, а как различать звания на речном флоте?

­- У капитана на погонах четыре полоски, у первого штурмана (старпома) ­- три, у второго штурмана -­ две.

­– Наверняка сегодня многие костромские мальчишки мечтают о плаваниях на кораблях, что вы им посоветовали бы?

­ Я думаю, должно быть желание, если ты настроен на это дело, надо достигать своей цели, если хочешь быть моряком или речником, надо стремиться к этому.

­- Какими качествами должен обладать человек, который поднимается на борт судна?

­- Наверное, терпением. Пока молодые, еще ничего, но когда становишься семейным, не каждый выдерживает, не все супруги согласны столько времени тебя не видеть. Молодой отучился, пришел на флот, начал плавать, а супруга говорит: «Мне не нужен такой муж, который дома не бывает по пять-­шесть месяцев». Поэтому люди уходят. Нужно такого спутника своей жизни найти, чтобы все это терпела, ждала на берегу.

­- Вы женаты?

­- Да (смеется). Есть взрослый сын, внучка в садик ходит.

­- Как ваша супруга относилась к вашему отсутствию?

­- Ждала, а куда денешься!

­- Сын не пошел по вашим стопам?

­- Нет, я один в своем роде.

­- Давайте представим, если вдруг появится внук, вырастет и скажет: «Дедушка, я хочу на флот». Какова будет ваша реакция?

­- Только за! Хотелось бы, чтобы кто-­то из близких пошел по моей стезе.

Мне моя работа нравится

­- Вы сейчас капитан теплохода «Москва», проводите экскурсии и прогулки для костромичей и гостей города, не сожалеете о больших кораблях, о навигации?

­- К сожалению, на большой корабль меня уже не возьмут из-­за возраста. А моя нынешняя работа мне нравится, я прихожу на корабль с удовольствием.

­– Приходится работать с людьми?

­- Народ разный, экскурсионный диск с музыкой во время прогулки звучит, кто-­то подпевает, многие спасибо говорят, мол, очень понравилось.

­- Расскажите о каком-­нибудь запомнившемся случае в вашей работе.

­- Помните, НАТО бомбили Югославию? Мы шли с грузом металла из России в Италию, в Адриатике к нам подошел натовский корабль, высадили досмотровую группу с оружием. Смотрели груз, прошли по каютам, собрали команду в одном помещении, один капитан остался на мостике. Признаюсь, было очень неприятно. Ведь мы обычное мирное торговое судно.

Алексей ИВАНОВ