Корреспондент «СП» встретился с мастером народных промыслов и талантливым педагогом. Сейчас Игорь Гаранович работает учителем технологии. Он рассказывает и показывает ребятам из гимназии №1, как делать настоящие работающие печи. Материалы используют самые разные, вплоть до экзотических снежных кирпичей. В нашем интервью Игорь рассказал о себе, своей работе и планах на будущее, а также открыл секрет, в чем же смысл печей, сделанных из снега.

С подводной лодки – в школу

– Игорь, здравствуйте, расскажите немного о себе. Где учились, кем работали?

– Молодость моя была связана с морем. Еще в советские времена я работал электромехаником на судах Северного морского пароходства, затем инженером-испытателем отдела испытания судов судостроительного завода «Красное Сормово». Принимал участие, в том числе, в строительстве и испытаниях подводной лодки, названной впоследствии «Кострома». Той самой лодки, которая «забодала» подводную лодку США SSN-689 Baton Rouge. Примечательно, что впоследствии я в своей костромской мастерской афроамериканцев из города Baton Rouge учил чернить соль и плести лапти.

На пороге шестидесятилетия почувствовал необходимость передать знания и навыки молодежи. Прошел обучение по программе предпенсионной переподготовки, дающее право преподавать, и реализовался как учитель технологии гимназии №1.

– Где вы научились печному делу?

– Никто меня не учил, все освоил сам. Есть много различной литературы по этой теме, можно самостоятельно читать, учиться – было бы желание. Сегодня еще и интернет есть, информацию искать гораздо проще стало.

– Котлы разного типа, центральное отопление, множество видов топлива. Все есть сейчас для обогрева жилья. Насколько вообще актуально строить печки? В том числе и с точки зрения чисто финансовой?

– Печь, как тепловой аккумулятор, не исчерпала своих возможностей, она все еще остается актуальной. Многие предпочитают использовать печное отопление, особенно в сельской местности. Если не верите моим словам, посмотрите хоть расценки в итернете, и все сразу станет ясно.

«Главное, чтобы все работало правильно»

– Судя по вашей странице в социальных сетях, вы обучаете и школьников печному делу и другим промыслам. Проявляют ли они интерес к вашим урокам?

– Конечно они проявляют живой интерес, ведь то, чему я учу, может пригодиться в жизни. Работаем вместе, а не каждый сам по себе, это тоже очень важно. Дополнительную мотивацию детям придает тот факт, что им удается решать сложные задачи самостоятельно.

– В чем вообще смысл создания печей из снега? Насколько они функциональны, так сказать? Или это просто тренировка?

– Все дело в том, что детям со снежными кирпичами работать проще, ведь они в несколько раз легче, да и «материал» для них зимой лежит буквально повсюду. Что касается функциональности этих печей – это самая настоящая печка, пусть и сделанная из недолговечного материала. Ее даже можно растопить и получить удовольствие от созерцания столба дыма, выходящего из печной трубы. Если он выходит беспрепятственно, значит, все сделано правильно, ошибок в конструкции нет. Вывод такой: раз смогли создать снежную печь – значит, по возможности, смогут и настоящую сами сделать.

– Какой была самая большая печь, которую вы создали?

– Честно говоря, никогда не гнался за размерами, главное, чтобы все работало правильно. Но с поддержкой гимназистов все рекорды еще впереди. Пока что огромными размерами своих изделий похвастаться не можем из-за недостатка материалов, да и сложности изготовления больших печей.

Сам себе строитель

– Сильно приходится детям помогать? Или они все сами делают?

– Дети очень самостоятельные, все стараются делать сами. Тем, кто занимается уже некоторое время, помощь часто уже и не требуется, мне остается только удивляться таланту ребят. «Закинул» юным печникам схемы-порядовки и работа закипела. Если у кого-то возникают трудности, ребята всегда помогают друг другу. В итоге каждый доведет работу до завершения.

– Много ли среди детей настоящих талантов?

– Мне совсем не хочется выделять кого-то конкретного, все дети талантливы по-своему. Думаю, что в будущем многие ребята смогут стать мастерами народных промыслов. Если захотят, конечно.

– Почему именно печи? Что в них такого особенного?

– Остановился на печах просто потому, что их создание требует минимального количества колюще-режущих инструментов, что очень важно при работе с детьми. Если научатся строить печки, поймут основной принцип, то проще будет и с остальными строительными вопросами разобраться. Например, в перспективе мои ученики, используя полученные здесь навыки, смогут самостоятельно ответить на жилищный вопрос. Проще говоря, построить себе жилье, не затрачивая лишних средств на профессиональных строителей.

– Как-то хотите развивать методы обучения? Есть планы на будущее?

– Да, конечно, есть планы в обучении работе с деревом. Когда дети уже наработали навыки на печах из снега и миниатюрных копиях, логично попробовать свои силы в изготовлении полномерных изделий. К сожалению, без помощи региона в этом вопросе обойтись затруднительно. Дело в том, что есть идея создания учебного лесопитомника для участия в программе лесовосстановления. Если бы нашей гимназии выделили учебный лесной участок, то я мог бы самостоятельно заготавливать расходный материал леса-кругляка для обучения детей плотницкому делу, рубке деревянных домов. Надо с ребятами и новый лес засаживать. Мы очень надеемся, что в этом нам поможет наш губернатор.

Дмитрий СЕРГЕЕВ