7 апреля в нашей стране вспоминают погибших героев-подводников. Именно в этот день затонула лодка «Комсомолец», в экипаже которой был и уроженец Костромской области Талант Буркулаков. 12 апреля – день гибели советской подводной лодки К-8 в Северной Атлантике, на которой служил и героически погиб шарьинец Александр Бусарев.

Председатель общественной организации «Союз Новоземельцев города Шарьи», организатор и вдохновитель множества морских объединений и клубов на северо-востоке Костромской области, мичман медицинской службы в отставке Юрий Кокоулин считает своим долгом сохранение памяти героев-моряков, уроженцев Костромской области. Юрий Витальевич много лет служил на Балтийском и Северном флотах, десятки лет своей жизни отдал воспитанию подрастающего поколения.

Написал министру обороны, чтобы призвали в армию

– Юрий Витальевич, расскажите немного о себе, откуда вы родом, кто ваши родители?

– Я родился в деревне Носково Пыщугского района. Практически сразу после моего рождения мы переехали в поселок Северный. В первом классе уже учился в самом Пыщуге. Мой отец – фронтовик, командир стрелкового взвода, был тяжело ранен. Мама работала в Пыщугском аэропорту, в районной больнице, на пенсию ушла из колхоза «Прогресс».

– Откуда у вас появилось желание стать военным?

– Как, наверное, и любой мальчишка послевоенных лет, я мечтал служить в армии, после восьмого класса пытался поступить в Калининское Суворовское училище, но не прошел по конкурсу. Мне позвонил военком, предложил поступить в Костромское медицинское училище, там готовили группу специалистов-медиков для армии. Я согласился. После окончания училища в 1975 году меня должны были призвать в пограничные войска, но не случилось. Я написал письмо министру обороны маршалу Гречко с просьбой призвать меня в армию. Спустя некоторое время мне позвонил военком и сообщил, что мое письмо рассмотрено, меня отправляют на Балтийский флот. Позднее выяснилось, что против моего призыва был главный врач больницы, где я в то время работал на «скорой помощи». Видимо, считался ценным кадром.

Заходили в порты Колумбии и Кубы

– Куда именно вас направили после призыва?

– Служил в Кронштадте, в бригаде учебных кораблей, на них проходили практику курсанты военно-морских училищ. Ходили в дальние походы, курсанты отрабатывали стрельбы, штурманское дело.

– Наверное, есть что вспомнить?

– Однажды во время дальнего похода попали в тропический ураган, качка была – будь здоров. Всю ночь лежал и слушал, все ли у меня правильно закреплено, по-штормовому. К счастью, морская болезнь меня обошла стороной, но в экипаже многие от этого страдали. Понятно, что о еде в такие моменты люди не думают, их выворачивает, но поддержать курсантов все равно было нужно, у входа в кубрик поставили мешки с сухарями, они их потихоньку ели. За время этих походов мне удалось побывать в Польше, Франции, ГДР, Югославии, пересекали Атлантику, заходили в порты Колумбии и Кубы. Море я полюбил.

«На улице появился белый медведь, выход из домов запрещен»

– Как вы оказались на Новой Земле?

– В восьмидесятом году мне предложили служить на Новой Земле, на ядерном полигоне, в должности начальника медицинской службы одной из частей Северного флота. Из Архангельска туда нужно было лететь на Ту-134 больше часа. Условия были тяжелые. Низкие температуры, за минус тридцать, не самое страшное, гораздо хуже сильные ветры – до тридцати пяти метров в секунду и сильнее. При двадцати пяти метрах уже сбивает с ног, прижимает к земле. Меня однажды прижало, лежал беспомощный, пока меня какой-то офицер не утащил за угол здания. Еще, бывает, едем на вызов на «уазике» «буханке», начинается снежный заряд, вызываем гусеничный тягач. Чтобы не свалиться в овраг, кому-то приходилось идти впереди и показывать дорогу. Воротник поднимаешь, шапку надвигаешь на глаза, оставляешь щелочку и вперед.

Юрий Кокоулин во время службы на Новой земле

– Расскажите о жизни на острове?

– Обеспечение там было великолепное. Военные строители возводили дома со стенами толщиной в метр, в окнах устанавливали тройные рамы. Наша часть находилась в постоянной боевой готовности. Прежде чем уйти к соседу, оставлял записку с информацией о том, куда отправился.

– Белые медведи не беспокоили?

– Если зима была суровая, лед покрывал залив, им трудно было добраться до главной своей пищи – рыбы или нерпы. И тогда звери приходили в поселки, на свалки. Голод их гнал к людям. В таких случаях по радио оповещали, что, мол, в районе такой-то улицы появился белый медведь, выход из домов запрещен. Бывало, кормили их и печеньем, и сгущенкой, к счастью, у нас нападений не было. Но в начале девяностых на одной из точек медведь напал на солдата.

– Военные приезжали на Новую Землю семьями?

– По возможности, да. Жены офицеров работали по медицинской части, на гражданских должностях.

Морскую форму для ребят доставал где только мог

– Как долго вы служили на Новой Земле?

– Одиннадцать лет и три месяца, в 1991 году вернулся в Пыщуг, работал врачом в районной больнице. В 2009 году переехал в Шарью.

– Когда вы решили заняться общественной деятельностью?

– В начале двухтысячных годов. Создал в Пыщуге два клуба: для детей Клуб юных моряков, для тех, кто служил на флоте, Клуб военных моряков. Привез ребятам морскую форму, доставал ее где только мог: в училищах, в воинских частях. Помню, ребята шли из школы домой в форме, взрослые их останавливали, спрашивали: «Откуда вы такие красавцы?». Возил мальчишек в Кострому в Детский морской центр. Хочу отметить, что деньги на бензин нам помог достать депутат Костромской областной Думы Сергей Деменков.

– Кто-то из ваших воспитанников связал свою судьбу с флотом?

– Да, один поступил в Петербургский колледж водного транспорта, другие – в Речное училище в Великом Устюге. Еще один служил на Северном флоте.

Якорь из Михайловицы

– Вы стали инициатором установки памятника погибшим морякам в Пыщуге…

– Да, семь месяцев строили, сейчас он стоит возле Пыщугского музея. В Михайловице нашли якорь весом больше тонны. Его когда-то использовали для натягивания тросов через Ветлугу и удержания сплавных плотов. Якорь лежал в яме, в большой луже, в металлолом его не сдали только потому, что вытащить можно было только трактором-трелевочником. Местный егерь, который, кстати, тоже служил на флоте, нашел трактор и помог его вытащить. А предприниматель из Пыщуга нашел транспорт и привез в райцентр. Депутат областной Думы Тамара Палагина отдала со своего садового участка металлические трубы для ограждения памятника. Многие люди помогали.

– Когда состоялось открытие?

– 19 марта 2006 года мы отмечали три даты: сто лет создания подводного флота России, сто лет со дня рождения адмирала Фокина, уроженца Пыщугского района, и открытие памятника погибшим военным морякам. На мероприятие приехали представители Костромского морского собрания, из Вологды, Кирова. 15 марта 2008 года провели в Пыщуге межрегиональный слет моряков-подводников.

15 марта 2008 года – межрегиональный слет моряков-подводников в Пыщуге

Сохранить память в сердцах поколений

– Расскажите о вашей общественной деятельности в Шарье.

– В 2009 году нам с единомышленниками удалось создать морское собрание города Шарьи, я им руководил на протяжении пяти лет. Потом создал в Шарье отделение «Союза Новоземельцев». У нас есть подшефная школа №21, которую когда-то окончил физик-ядерщик Юрий Смирнов, работавший под началом академика Сахарова. Кроме того, в этой школе учился командир подводной лодки, погибшей в августе 1943 года в Балтийском море, Александр Мыльников, а еще эту школу закончил контр-адмирал Леонид Суевалов. Проводим с ребятами занятия, классные часы.

Важно отметить, что Шарья является родиной трех погибших подводников: помимо капитана третьего ранга Александра Мыльникова, это старшина первой статьи Александр Бусарев, героически отдавший свою жизнь 12 апреля 1970 года на советской подводной лодке в Северной Атлантике, и старший матрос Леонид Рябинин, героически погибший в результате несчастного случая в 1976 году на одной из лодок Северного флота. Мы помним всех погибших моряков и делаем все возможное, чтобы сохранить память о них в сердцах новых поколений.

Алексей ВОИНОВ

Фото из личного архива Юрия Кокоулина

P.S. Редакция нашей газеты с помощью Юрия Кокоулина готовит к публикации материал о подвигах героев-подводников, уроженцев Костромской области.