Из Костромской области во время Великой Отечественной войны на защиту Родины отправились тысячи добровольцев. Коммунисты и комсомольцы, служащие и рабочие предприятий писали заявления с просьбами, а иногда и требованиями – зачислить их в действующую армию. Их судьба сложилась по­-разному. Кто-­то погиб на фронте в первые же дни, кто-­то вернулся домой с Победой, а кто­-то связал свою жизнь со службой в армии. Но их заявления, написанные в далеком 1941 году, хранит сегодня Государственный архив новейшей истории Костромской области. Мы продолжаем проект «Доброволец», где расскажем о тех людях, кто добровольно ушел на фронт.

Александр Оборин, директор костромской выходной базы Главтекстильсбыт

Александр Акимович к моменту начала войны имел высокую должность, предполагающую бронь, был значительно старше тех добровольцев, о которых мы писали ранее – ему исполнилось 38 лет. Тем не менее, уже 3 июля он пишет в военкомат: «В дни опасности для нашей Родины я как гражданин Советского Союза и член коммунистической партии чувствую свой долг находиться не в тылу, а на передовых линиях фронта и не щадя жизни вместе с братьями­-бойцами доблестной Красной армии беспощадно громить фашистскую банду гитлеровских разбойников».

Но если заявление Александр Акимович пишет в июле 1941 года, то на фронт попадает только в январе 1942. Ему выпала задача оборонять советское Заполярье в составе 12­й Краснознаменной морской стрелковой бригады, где он до августа 1943 года служил сначала военным следователем, а также заместителем командира роты по политической части. Интересно, что Александр Оборин уже служил на флоте в 1923–1927 годах.

А в 1943 году он сменил свою воинскую специализацию, став командиром пулеметного взвода 268­го гвардейского стрелкового полка 90­й гвардейской дивизии 6­й армии 1­го Прибалтийского фронта. Младший лейтенант Оборин освобождал Белоруссию и принимал участие в знаменитой операции «Багратион».

Взвод под командованием Оборина в ночь с 22 на 23 июня 1944 года прорывал оборону юго­-западнее Витебска. Выполнив приказ и заняв станцию Опель, взвод младшего лейтенанта получил новую задачу – выйти на подкрепление стрелковых подразделений своего полка у Полоцка. Здесь немцы попытались начать свое контрнаступление. Из наградного листа мы узнаем следующее: «Взвод под командованием Оборина прижал немцев к земле. Часов около 12 дня немцы под прикрытием артиллерийского огня вновь поднялись в атаку. В это время замолчал один из пулеметов взвода Оборина. Оборин бросился к пулемету и в это время был тяжело ранен в правую ногу. Несмотря на боль, Оборин сумел доползти до огневой позиции, исправил повреждение пулемета и затем потерял сознание – атака была отбита». К сожалению, Александр Акимович лишился ноги и был отправлен на долгое лечение. Его боевая награда, орден Отечественной войны II степени, пришла к нему уже после Победы, в 1946 году.

Александр Арлимов, комсомолец

В своем заявлении в сентябре 1941 года Александр Арлимов пишет прямо – прошу зачислить меня в авиацию и отправить на фронт. Сразу попасть на передовую ему, семнадцатилетнему мальчишке, не получилось. Но и в просьбе не отказали – отправили учиться. И с 1943 года гвардии старшина Алимов стал воздушным стрелком 41­го Воронежского штурмового авиационного полка 198­й штурмовой авиационной Варшавской дивизии.

История умалчивает, при каких обстоятельствах был ранен наш земляк в марте 1943 года, ведь первый боевой вылет, судя по документам, он совершил только в июле того же года. И с того периода началась тяжелая и крайне опасная работа стрелка ИЛ­2.

Первую боевую награду – медаль «За отвагу» – Александр Николаевич получил за подвиг, совершенный в октябре 1944 года. К тому моменту он уже совершил 13 успешных боевых вылетов, четыре раза участвовал в боях с истребителями противника, летал в сложных метеоусловиях и показывал образцы мужества. 10 октября экипаж майора Кудинова и старшины Арлимова подвергся интенсивному обстрелу зенитной артиллерии противника. Выходя из пикирования, Александр Николаевич огнем из пулемета подавил батарею.

В апреле 1945 года старшину Арлимова ждала еще одна награда – орден Красной звезды. К тому моменту на его счету было уже 22 успешных боевых вылета. 16 апреля 1945 года в районе города Претцель старшина отбил три атаки вражеских истребителей, пытавшихся уничтожить самолет ведущего группы. А 18 апреля на Берлинском направлении стрелок обнаружил замаскированные артиллерийские орудия. Три из них были уничтожены.

Кроме того, Александр Николаевич был награжден медалями за взятие Берлина и освобождение Варшавы, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

Владимир АКСЕНОВ